Текстильная индустрия наносит огромный ущерб окружающей среде: ежегодно при производстве одежды в атмосферу <a href=https://www. nature. com/articles/s41558-017-0058-9>выбрасывается</a> 1,2 млрд тонн парниковых газов.
Вырастающий аппетит на новинки и оригинальность приводит к тому, что люди не носят 50% своей одежды, и все больше вещей скапливается в шкафах. Так, в гардеробах англичан висит неношеная одежда более чем на 30 млрд фунтов. Альберт Осканов, сооснователь и генеральный директор ресейл-платформы Oskelly, повествует о том, как люксовые бренды начинают задумываться о проблеме вреда экологии и пропагандируют осознанное потребление.Быстрая мода vs тяжкий люксМир начинает серьезно задумываться о проблеме вреда экологии. Основным амбассадором fast fashion является масс-маркет. Люкс в свою очередность активно пропагандирует осознанное потребление. В 2018 году модные дома Versace и Furla заявили об отказе от натурального меха. Примкнуть к ним с 2020 года планирует Prada. Многое для осознанного потребления сделала модельер Стелла Маккартни, которая в прошедшем году совместно с ООН запустила экоинициативу. Дизайнер намерена создать и внедрить новые схемы развития индустрии, какие снизят негативное влияние на природу.Прорыв в модной сфере произошел на прошедшей Неделе моды в Милане. Показ Gucci получил экосертификат за соответствие стандартам ISO и отсутствие выбросов углерода в атмосферу. Бренд отпечатал приглашения на экологичной бумаге, сшил одежду из материалов, пригодных для вторичного использования, и поставил дизельные генераторы для выработки энергии.При этом базар премиальной продукции продолжает расти: по данным консалтинговой компании Bain&Co, в этом году люкс увеличит виток на 4-6% (то есть до 276 млрд евро), а к 2025-му приблизится к 365 млрд евро. РесейлГромкие скандалы обучают люксовый сегмент тому, что одежду нельзя просто выбрасывать. Летом 2018 года выяснилось, что британский гигант Burberry за год сжег платья и парфюмерии общей стоимостью в 32 млн евро. Это было сделано для защиты компании, поскольку оставшиеся изделия нередко воруют и перепродают. Руководство модного дома пошло на радикальные меры. В октябре 2019 года бренд огласил о сотрудничестве с реселлером The RealReal, поощряющим перепродажу использованного товара.Согласно международному исследованию BCG and Altagamma, к 2023 году торговли премиальных б/у-товаров вырастут более чем в два раза (в 2018-м выручка составляла 22 млрд долларов). За последние три года сегмент брендового fashion-ресейла вытянулся в 21 раз быстрее, чем рынок ритейла в целом.Игроки рынкаСтартапы, сфокусированные на ресейле брендовых вещей, появляются на Закате каждый год. Например, Vestiare Collective в 2009 году получили инвестиции в размере 37 млн долларов и открыли свои филиалы в 48 странах. А Tradesy за восемь лет работы продали товаров на 1 млрд долларов, что спасло Землю от 25 тысяч машин с текстильным мусором. Иные активные игроки — Grailed, Poshmark, Bump, The RealReal, Videdressing. На отечественном рынке тренд на ответственное потребление лишь набирает обороты, одна из причин отставания — наш менталитет. В России стыдно покупать б/у-вещи, и это лишь один образец предрассудков, с которыми люди живут по сей день. Но небольшой прогресс уже есть.В октябре 2019 года в Outlet Village «Белоснежная Дача» прошел экологический уикэнд. Все желающие могли сдать на переработку ненужную обувь. В знак благодарности любому, кто не остался в стороне, вручили ваучеры на скидку в 500 рублей. В России открывается все больше благотворительных фондов, принимающих платье в хорошем состоянии, среди них: «Второе дыхание», «Справедливая помощь доктора Лизы» и «Армия спасения». Организованные вещи передают тем, кто находится в сложной ситуации, например, многодетным и малоимущим семьям.Конфликт люкса и ресейлаВ основном люксовые бренды поддерживают ресейл-платформы. Так, Stella McCartney активно сотрудничает с сайтом The RealReal: если на продажу выставляется дизайнерская вещь, продавец получает ваучер на 100 долларов и может оплатить им доля покупки в бутике. Однако случаются и конфликты: в ноябре 2018 года Chanel обвинил The RealReal в продаже фейковых сумок. Представитель площадки заявил, что притязания безосновательны и бренд просто хочет помешать потребителям продавать подержанные товары.Подделки брендовых вещей подлинно существуют, и это мешает правильному восприятию ресейла среди потребителей. По оценкам экспертов, рынок легальных товаров уже отстает от производства реплик класса люкс.По этим BrandMonitor, годовой оборот фейк-сегмента составляет 280 млрд рублей, из которых онлайн-продажи достигают 84 млрд рублей. Треть из них осуществляется в социальных сетях и на маркетплейсах.Но, несмотря на преграды, ресейл продолжает расти: для борьбы с фейками создают гаджеты на основе искусственного интеллекта, а государство внедряет маркировку товаров. Являются новые проекты, экоинициативы, у людей постепенно развивается осознанность в fashion. Поэтому у ответственного потребления огромный потенциал.
Подетальнее читайте на chaskor.ru