Как подорвался двигатель Ан-148: эксперт разбирает версии катастрофы
«Подобных разрушений конструкции я не помню»
Была версия о схватке Ан-148 с вертолетом «Почты России», или каким-то дроном. Но ни дроны, ни вертолеты в облаках (верхний кромка облачности в этот день был 3000м, нижний – 700 м) и на таких вышинах не летают. Их зона полетов находится значительно ниже, а расколовшийся Ан-148 на том момент уже вышел на высоту порядка 1800-2000 м.
Еще сообщают о том, что самолет, якобы, с высоты 1800 м вдруг резко снизился до 1500м, а затем опять вернулся на 1800 м. Это утверждение у специалистов также вызывает сомнение. Если экипаж самолета по какой-то вину сменил высоту, заданную диспетчером, то это само себе — «ЧП». Оно вряд ли могло остаться незамеченным и не прокомментированным во пора переговоров с экипажем.
Читайте репортаж «Женя успел сделать с папой селфи»: судьбины жертв крушения Ан-148
Что на данный момент известно более-менее достоверно?
Мы имеем разлет осколков в виде эллипса на большой площади – в радиусе немало километра по траектории полета самолета. Это говорит о том, что Ан-148 наверняка начинов разрушаться уже в воздухе. Это значит, что остается возможность взрыва. При этом копоти или гари от пожара на земле пока не обнаружено. Значит, если предположить, что на борту и было какое-то взрывное конструкция, оно скорее всего имело небольшую мощность.
Друга версия, какую высказывают авиационные специалисты – это, так называемый, «подхват» самолета. То кушать по какой-то причине либо при наборе высоты, либо при утрате скорости самолет вышел на большие углы – угол штурмы, угол набора, угол по тангажу… В этом случае дальше могло произойти вращение самолета вокруг поперечной оси, в итоге чего он опустил нос и вышел в резкое пикирование с разгоном скорости.
«Т»-образное оперение самолета не позволяет ему выйти из такого пикирования. В этом случае машина может приступить разрушаться уже в воздухе, так как превышается допустимая скорость, гарантирующая безопасность конструкции. Подобные ситуации уже выходили во время катастроф в Казани (17 ноября 2013 года, аэроплан авиакомпании «Татарстан» летел из Москвы и разбился при заходе на посаду, погибли 50 человек) и Ростове (19 марта 2016 года, аэроплан авиакомпании «ФлайДубай» летел из Дубай, разбился при заходе на посадку, погибли 62 человека).
Глядите фоторепортаж по теме:
Обломки Ан-148 разметало на километр: кадры с пункты крушения
13 фото
Версию о том, что к катастрофе привело разрушение в атмосфере одного из двигателей, которое стало происходить из-за обледенения, эксперты напрочь отвергают, ратифицируя, что в этом случае ничего критичного случиться не могло, так как после 4-5-й минуты труды движка, когда набрана большая скорость, никакого льда там быть уже не может.
Кроме того, на вышине 1800-2000 м, которую уже набрал Ан-148 при отказе двигателя он мог попросту развернуться и либо сесть на аэродроме вылета, либо на соседнем аэродроме в Раменском. Но по этим следствия такой посадки экипаж не запрашивал.
— Если бы произошел несогласие двигателя, — рассказал «МК» один из ведущих российских двигателестроителей, — в этом случае, даже при самом нехорошем развитии событий, самолет должен был постепенно снижаться еще 9-10 секунд – пора, за которые у летчиков была бы возможность сообщить об отказе. Но, судя по тому, что авиадиспетчер, какой вел Ан-148 с земли заявил, что до момента катастрофы все происходило штатно, и пилоты ни о каких проблемах не сообщали, можно предположить, что катастрофическая ситуация развивалась стремительно.
При этом, возможность взрыва двигателя эксперт «МК» отвергать не сделался. Он подтвердил, что разброс осколков однозначно свидетельствует о разрушении машины в атмосфере. Хлопок, который слышали очевидца может быть начином разрушения двигателя. При этом эксперт пояснил:
— Что происходит во пора взрыва двигателя? Разрушается диск турбины или компрессора. Энергия такого разрушения – это фактически энергия снаряда, какой пробивает все на своем пути. Однако если, допустим рванул диск двигателя – а у этого самолета движки есть под крыльями – то не должно было сразу оторвать хвост. А на кадрах с пункты трагедии он, похоже, лежит довольно далеко от других долей машины. Такое могло произойти у самолетов, двигатели у каких расположены в хвостовой части, как у Як-40, Як-42, Ту-154, Ил-62… У Ан-148 при взрыве двигателя хвост не должен был бы отвалиться первым.
Сейчас о том, что могло стать причиной взрыва движка? Двигатель может развалится сам по себе, если, к примеру, там образовалась трещина, либо случилось рассоединение валов – у нас такие случаи были, когда диск движка идет в раскрутку. Такое случилось в Питере еще в 70-х годах, когда Ил-18 упал из-за диска 3-й ступени турбины (крушение 1974 года, самолет летел в Запорожье, но упал после взлета, погибли 109 человек — прим.авт). В этом случае диск летит, перебивая топливные трубки, топливо загорается и начинается пожар. В полотну катастрофы Ан-148 мы ничего такого не наблюдаем. Подобный случай был в Варшаве с Ил-62 (крушение 9 мая 1987 года, самолет вылетал в Нью-Йорк, но рухнул после взлета, погибли 183 человека — прим. Авт.). Там из-за того, что развалился внутренний вал двигателя, турбина вышла на большие обороты и развалилась. При этом она перебила тяги управления хвостовым оперением. Но там ничего не отвалилось, аэроплан на землю упал целиком. Другой случай произошел под Серпуховом, еще при испытаниях Ил-18. Тогда в полете ровно на глазах всех у самолета отвалился двигатель, но летчики перекрыли топливные краны и аэроплан благополучно сел во Внуково.
Ситуация с Ан-148, считает наш эксперт, ни на одинешенек из этих случаев не похожа. При этом, он не сомневается в том, что вариант разрушения турбины в качестве вина трагедии должен рассматриваться обязательно.
— Но только от чего могло случиться такое разрушение? – размышляет эксперт. — Турбина ведь может вылететь из-за каких-то внутренних вин и при взрыве в капоте. А если, например, во время техобслуживания капоты обнаруживали и под них положили взрывное устройство, это ведь тоже могло повергнуть к взрыву двигателя. В этом случае надо дождаться итогов экспертизы на наличие взрывчатых веществ. Но мог двигатель на 5-7 минуте полета развалится так, что это приведет к таким последствиям, как сейчас? Сомневаюсь. На этом самолете двигатель есть под крылом, если он рванет, то диск двигателя может удалиться вниз, а также может ударить либо по крылу, либо по фюзеляжу. Это ведет к вящим разрушениям. Однако за всю мою многолетнюю практику двигателиста – а это ни один десяток лет – подобных разрушений конструкции самолета из-за взрыва двигателя, когда на земле, как сейчас, не отыскано практически ни одного крупного осколка самолета, я не помню и наименовать не смогу.
Читайте другие версии: Отсутствие обледенительной жидкости как вина катастрофы: так было в Тюмени
«Нельзя исключать самого ужасного»: что думают на Украине о крушении Ан-148
Следите за событиями с нашей онлайн-трансляцией
Крушение самолета Ан-148, летевшего из Москвы в Орск. Хроника событий
Узнавайте первыми о случаях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.