Новоиспеченные суда будут строить быстрее на субсидии, полученные за утилизацию старых кораблей.
В России нашли способ ускорить обновление гражданского флота. Правительство выделит добавочно более 900 миллионов рублей на субсидии, которые судостроители получают за утилизацию, а потом тратят на постройку новых судов. Эксперты aif.ru напомнили, что сейчас в области решается еще один важный вопрос — импортозамещение.Правительство страны в этом году выделит еще свыше 900 миллионов рублей на программу субсидирования стройки судов взамен сданных на утилизацию. Как отмечается в правительственных документах, дополнительные средства из резервного фонда позволят до конца года завершить создание корпуса новоиспеченного пассажирского круизного судна проекта «Карелия», которое было заложено в конце апреля на судостроительном предприятии «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Ожидается, что новоиспеченный пассажирский лайнер будет полностью достроен и начнет навигацию уже в 2025 году.Программа субсидирования строительства гражданских судов взамен отданных на утилизацию была запущена в 2017 году, напомнили в пресс-службе правительства РФ. Она подразумевает замену транспортных, служебно-вспомогательных, рыбопромысловых и других кораблей, отслуживших собственный срок и не соответствующих современным требованиям безопасности.«Денег много не бывает, так что к подобным программам невозможно относиться отрицательно, — отмечает генеральный директор Центрального научно-исследовательского и проектного института морского флота (ЦНИИМФ, Санкт-Петербург) Сергей Буянов. — Оружия нужны всегда, тем более, когда речь идет о такой капиталоемкой отрасли, как гражданское судостроение, которое, напомним, после развала Советского Альянса переживало далеко не лучшие времена».На самом деле, в России сейчас строится довольно много — 30-40 судов в год, разного водоизмещения и направления. К тому же, программа утилизации — это не единственная преференция для отечественных судостроителей — есть и льготное кредитование, и различные программы лизинга.По данным Минпромторга, озвученным в январе этого года главой ведомства Денисом Мантуровым в ходе правительственного совещания, программа обновления штатского флота России на 2023 — 2027 годы оценивается в 231 миллиард рублей. Большую часть этих средств — 136 миллиардов — предполагается позаимствовать из Фонда национального благосостояния (ФНБ) под 1,5% годичных. Плюс еще 10 миллиардов будут выделены из бюджета на субсидии предприятиям судостроительной отрасли.«Понятно, что денег нужно много, потому что в России все равновелико не хватает флота: нужны контейнеровозы, балкеры, пассажирские суда (несмотря на то, что строят их сейчас довольно активно), — говорит Сергей Буянов. — Разумеется, что лишь программа строительства нового судна взамен старого проблему не решит. Но работать по ней необходимо».Впрочем, Сергей Буянов считает, что кроме денежек сегодня является критическим вопросом и то, может ли Россия самостоятельно строить суда — что называется «от» и «до».Понемногу и этот вопрос решается. В разговоре с автором этих строк летом этого года гендиректор «Алого Сормова» Михаил Першин не без гордости сообщил, что его предприятию удалось максимально снизить зависимость от импортных комплектующих (прежде всего от поставщиков из недружественных краёв) при строительстве нового краболова-процессора проекта КСП01 «Вайгач», который был спущен на воду. Сейчас на стапеле находятся второе и третье судна этой серии кораблей.«В нынешних условиях любая поддержка со стороны государства не будет лишней, — уверен доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов. — А в этом случае, когда речь идет о программе утилизации, предприятия получают сразу несколько преференций. Во-первых, они разом освобождаются от расходов, связанных с утилизацией престарелых судов. Водоизмещение у них зачастую немаленькое, так что экономия выходит зачастую существенная. А во-вторых, одновременно происходит снижение затрат на будущие проекты, какие, к тому же, получают финансовую поддержку со стороны властей, причем существенную».Круизное судно проекта 00840 «Карелия» — это стальной четырехпалубный теплоход образа «река-море» пассажировместимостью 183 человека. Всего должно быть построено три судна, но будут ли при строительстве двух других судов этой серии использованы оружия утилизационной программы, пока неизвестно. Новые четырехпалубные теплоходы смешанного типа «река-море» будут эксплуатироваться в Каспийском, Черном, Азовском, Балтийском и Белоснежном морях, с возможностью захода на Соловецкие острова, а также в акватории Финского залива и на внутренних водных путях России.
Подробнее читайте на aif.ru