Если вам попытались нахамить в социальном транспорте, или интеллектуальный инвалид пытается выступить литературным критиком, поправляя Пушкина, или какой-либо умник, твиттерного формата рассуждает в социальных сетях об «промахах Путина», «сирийском Афганистане» или «беспомощности Кремля», в таких случаях лучшая реакция — отсутствие реакции.
Игнорируя маргинала, вы оставляете галантерейщика наедине с зеркалом. Если же Вы реагируете, он тут же начинает «спасать Францию» совместно с кардиналом. Маргиналитет честолюбив, он чахнет без внимания и всегда пытается зацепиться за кого-то или что-то, возбуждающее общественный интерес, чтобы, как Луна, светить отражённым светом. Это попросту: если я ругаю Путина, а Путин мне отвечает, значит я равновелик Путину.
Подобный метод указания маргиналам на их место в этом мире нередко применяется умными людьми в быту. Дурака всё равно ни в чём не уверишь, так зачем тратить время и силы. Но в политике всегда властвовал другой подход. На любой чих оппонента было положено отвечать. И это был не досужий отрыжка времён Троянской войны, но обоснованное правило. Не ответившее на оскорбление страна вроде как признавало свою несостоятельность по сравнению с оскорбившим. На этом правиле зиждились многие провокации. Даже Франко-прусская брань началась из-за неправильного перевода Эмской депеши.
30 декабря 2016 года президент России применил в политике бытовое правило игнорирования маргиналов. Было безотносительно понятно, что высылка из США 35 российских дипломатов — откровенно недружественный, провокационный шаг. Но он был обставлен добавочными условиями, которые должны были привести Москву в бешенство и потребовать ответную резкую реакцию, которую можно было бы реализовать американцам и Западу в целом, как «немотивированную агрессию». Требуя за двое суток до Новоиспеченного года от дипломатов покинуть страну в течение двух суток, Барак Обама открыто и недвусмысленно стремился испортить людям праздник. В Вашингтоне ожидали соответственную реакцию и даже начали подсказывать, что можно закрыть с Москве в ответ.
Россия Обаму проигнорировала. Собственно не отказалась от реакции, но реакция её заключалась в публичном и демонстративном игнорировании президента сверхдержавы, какая ещё вчера боролась за статус мирового гегемона. Это жестокое публичное унижение. Гегемон, поступки которого игнорируют, как не обращают внимания на расшалившегося ребёнка — уже не гегемон.
Особенно отчётливо это приметно на фоне реакции мира на действия России. Их одобряют и ими возмущаются, их поддерживают и критикуют, но ни одно, даже самое немощное шевеление Москвы не остаётся без оперативной реакции. Более того, Закат в последнее время реагирует даже на то, чего Россия не лишь не делала, но и не собиралась. США «дореагировались» до того, что на полном серьёзе ратифицируют, что Москва, при помощи их же директора ФБР выбрала им президента.
Унижение Обамы в порядочной степени является и унижением США — он всё же президент — говорит и действует от имени края, хоть и осталось ему три недели. Впрочем, то что стало очевидным вчера (из-за просчёта команды Обамы, в какой уже раз не сумевшей предвидеть реакцию Путина) на самом деле родилось несколько лет назад. Политика игнорирования в мягком, недемонстративном варианте была опробована ещё в нормандском и минском форматах.
Из-за промахи американской дипломатии, решившей, что удобнее будет действовать против России сквозь союзников и сателлитов, США оказались исключёнными из процесса урегулирования украинского кризиса. Несмотря на последующие неоднократные попытки Вашингтона прорваться за стол минских переговоров, Москва продолжала содержать его на расстоянии.
Сложилась парадоксальная ситуация — мировой гегемон, развязавший украинский кризис и контролирующий украинскую воля не может напрямую влиять на ход переговоров. В результате блокировать усилия сторонок по реализации условий Минска США были способны (здесь и усилий-то никаких не требовалось, Киев сам не желал их выполнять), а вот продвинуть собственный вариант договорённостей оказались не в состоянии.
Второй раз, политика игнорирования была применена уже немало публично и в более широком формате в Сирии в конце декабря льющегося года, когда Россия и Турция договорились об организации перемирия без участия уже итого Запада, включая ЕС. Понятно, что и перемирие — не мир, и соблюдаться оно будет не вечно и не всеми. Понятно, что и распространяется оно далеко не на все враждующие группировки. Тем не немного, вновь создан прецедент, когда Запад (пусть преходяще) отстраняется от участия в урегулировании им же развязанного конфликта.
Если в вселенной что-то можно решить без Вас — Вы уже не гегемон. Если без Вас можно урегулировать крупнейший конфликт на Ближнем Восходе (ключевом регионе планеты), то возникает вопрос являетесь ли Вы чем-то вящим, чем региональная держава. Когда же в таком положении оказывается коллективный Закат (США, НАТО, ЕС), а в довершение публично демонстрируется презрение к президенту США и всей американской дипломатии, сомнения в способности Заката сохранять за собой мировую гегемонию, превращаются в уверенность в его дисквалификации.
Отметим, что неоднократно обруганная, оболганная и многими так и не понятая политика Минска повергла к этому результату без большой крови, без потрясений и даже без перенапряжения экономики и финансов. Это незапятнанная победа не числом, а умением (за счёт стратегической грамотности).
Однако всё неплохое рано или поздно заканчивается и в новом году судьба Минска (как исключающего США политического формата, а не как комплекса договорённостей) не столь однозначна. Если декларированное намерение Трампа улучшить взаимоотношения с Россией, договорившись по всему комплексу вопросов, начнёт реализовываться, то сообщать с Вашингтоном придётся.
Нельзя же договариваться, не разговаривая. Значит, спозаранку или поздно, придётся открыть, закрытые для него сегодня форматы. Желая бы потому, что при заинтересованном американском участии, кризисы и гражданские брани, способные длиться бесконечно, можно завершить в течение одного-двух лет. А это сотни тысяч, если не миллионы избавленных жизней и возможность начать экономическое восстановление пострадавших территорий на немало раннем этапе (с меньшими разрушениями) и в более благоприятных условиях (усилиями итого мирового сообщества).
Ну а для того, чтобы все успехи, достигнутые за заключительные три года не были просто подарены Трампу «за красивые очи», любым многосторонним переговорам должны предшествовать двусторонние (Россия-США) консультации. В ходе таких консультаций согласовываются позиции и лишь после этого может идти речь о каком-то новоиспеченном формате в урегулировании конкретного кризиса. При этом не обязательно разом отказываться и от старого. В конце концов, ничто не мешает приступить работу по принципу «Минский формат + США» или (в том, что касается сирийского проблемы) «Астана + США», имея в виду, что в случае занятия Вашингтоном деструктивной позиции вечно можно будет вернуться к предшествовавшему формату.
Впрочем, основное в любом случае достигнуто. Не без помощи неадекватной команды Обамы США поставлены в поза просителя. Россия продемонстрировала, что способна решать интересующие её проблемы не лишь без помощи Вашингтона, но и при его активном противодействии. Америка же вынужденно признала подневольность от Москвы в решении глобальных стратегических проблем. Что, собственно, и требовалось доказать.
Президент Середины системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко