Опубликовано пт, 14/07/2017 — 16:32 пользователем NEWSmuz.com
После кончины Ганса Габора его дело подхватила жена Изабелла Габор, какая является президентом конкурса, а его гендиретором — Хольберг Блек. 30 лет конкурс проходил в Вене, а вот уже шестой год он странствует по разным странам. Изменились и требования к певцам. Ныне члены жюри не лишь слушают голос — это главное, но и смотрят на то, как выглядит певец, как подвигается, как чувствует сцену и понимает своего героя.
Сегодня «Бельведер» — одинешенек из самых известных конкурсов в мире с отборочными турами в семидесяти городах вселенной на всех континентах. За последние годы в нем приняли участие немало тысячи человек. Среди победителей конкурса много певцов, выступающих на лучших оперных подмостках мира: Николас Броунли (США), Анжела Георгиу (Румыния), Элина Гаранча и Эгилс Силиньш (Латвия), Претти Енде (ЮАР). В числе лауреатов и россияне: Ирина Лунгу, солистка Большенного театра Марина Мещерякова, которая начинала свою карьеру в «Геликоне», солист «Новоиспеченной оперы» Илья Кузьмин, ведущие солисты «Геликона» Станислав Швец, Ирина Самойлова…
«Геликон-оперу» и «Бельведер» вяжут давние партнерские отношения — отборочные туры не раз проходили в «Геликоне», художественный глава театра Дмитрий Бертман 15 раз был членом жюри. Как лишь театр после реконструкции получил уникальное помещение с несколькими подмостками, он тут же пригласил к себе уже 36-й конкурс. «Бельведер» прошел в Москве благодаря встрече осенью прошедшего года Президента конкурса Изабеллы Габор с Президентом России Владимиром Путиным на Интернациональном культурном форуме, и поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
С мая по июнь 2017 года миновали по всему миру 70 отборочных туров, включая Москву, Петербург и Иркутск, в каких приняли участие 1124 певца. До финальных туров в Москве добрались 139 человек.
В оперном жюри конкурса под председательством Джона Мордлера (Президент Оперы Монте-Карло, Монако) трудились худрук «Геликона» Дмитрий Бертман, Ольга Капанина ( кастиг директор оперной труппы Большенного театра), руководители крупнейших оперных театров мира: Петер Катона (Королевская опера «Ковент-Гарден», Лондон), Джоан Матабош (Арена «Реал», Мадрид), Кристоф Мейер (Немецкая опера на Рейне, Дюссельдорф), Гай Монтавон (Арена Эрфурта), Дэвид Аглер (Вексфордский оперный фестиваль), Кристина Шепельман (Гранд Опера «Лисеу», Барселона), Бьорд Петерс ( Дрезденская государственная опера), Кристоф Сеферле (Немецкая опера, Берлин), Майкл Вильямс (Опера Кейптауна, ЮАР), Мелисса Вегнер («Метрополитен-опера», Нью-Йорк), Дайана Зола (Гранд Опера Хьюстона).
В полуфинал жюри проглядело половину конкурсантов — 59. Участниками финала стали 15 певцов: четверо из России, двое из Испании, по одному из Австралии, Республики Беларусь, Бразилии, Чехии, Хорватии, Сербии, ЮАР, Полуденной Кореи и США. Уровень конкурса был высоким. Я была солидарна с членами жюри, кроме одной участницы Оксаны Секериной из Ханты-Мансийска. Она ничем не порадовала — ни красивостью своего сопрано, ни актерской харизмой, ни трактовкой своих героинь. Весьма скучно и как-то безразлично спела в финале арию Иоланты из одноименной оперы Чайковского. Прочие конкурсанты выступили ярко и запомнились своей индивидуальностью, обратив финал «Бельведера» в эмоциональный оперный концерт, который прошел в зале «Стравинский»в сопровождении оркестра «Геликона» под управлением общенародного артиста России Евгения Бражника, одного из лучших сценических дирижеров Москвы, очень чуткого музыканта.
Прозвучала Увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила», разом создав праздничную атмосферу вечера. Конкурс приветствовали заместитель министра цивилизации России Александр Журавский и заместитель Мэра Москвы Леонид Печатников, какой зачитал Приветствие Мэра Москвы Сергея Собянина участникам, устроителям и гостям 36-го Международного конкурса оперных певцов им. Ганса Габора.
Мощный и в то же пора выразительный бас продемонстрировал представитель Республики Беларусь Александр Рославец в арии Банко из оперы Верди «Макбет». У него отличная певческая школа, которую он получил в Петербургской консерватории у знаменитого баса Николая Охотникова. Затем он прошел Молодежную оперную программу Большенного театра. Сейчас поет в Гамбургской опере. Посланник Австралии китайского генезисы Канг Ванг показал в арии Рудольфа из «Богемы» Пуччини прекрасный тембр своего тенора, лирическую одаренность и блистательное «до». Испанка Росио Перес спела и сыграла Куплеты Олимпии из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. Истина, она явно переборщила с жестикуляцией, но было приятно слушать ее отчетливую и безупречную колоратуру.
Радовало на конкурсе исполнение зарубежными певцами русской оперной музыки, а вяще всего то, что они очень любят русскую оперу и с удовольствием ее распевают, а главное, они чувствуют стиль композитора и своего героя. Американский баритон Джон Брэнси исполнил арию Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского, рассказав о большенный любви князя к Лизе и трагическое понимание, что девушка безотносительно безразлична к нему и его любви. Ревность и страдания от измены излюбленной цыганки Земфиры раскрыл в Каватине Алеко из оперы Рахманинова чех Борис Пригл. Потряс серб Савва Вемич исполнением арии князя Гремина «Влюбленности все возрасты покорны…» из «Евгения Онегина» Чайковского. Его беспредельная прекраснейшая кантилена была наполнена такой теплотой и безграничной влюбленностью престарелого Гремина к молодой красавице жене, что дух захватило. Не могла его Татьяна предать такую влюбленность, и уйти к Онегину. Трогательной и мужественной получилась у кориянки Сесилии Ли Микаэла из «Кармен» Бизе. Представительница Уфы Айгуль Ахметшина избрала для своего выступления арию Анжелины из оперы Россини «Золушка» и пять справилась с ней, вызвав восторженный прием у публики, и как выяснилось запоздалее, признание жюри. Бразилианка Жозевана Де Сантос была ослепительной и успешной в арии Секста из «Милосердия Тита» Моцарта.
Самым же ослепительным и харизматичным на конкурсе оказался баритон Мандла Мндебеле из ЮАР, исполнивший арию Форда из оперы Верди «Фальстаф». Длинно не смолкали овации в его адрес. В результате он стал обладателем Приза зрительских симпатий, и это немало чем справедливо.
Гала-концерт финалистов конкурса завершился. Зрители отправились голосовать за излюбленного певца, жюри — решать судьбу трех премий и ангажементов. У жюри не было никаких обсуждений и препирательств. Только «да» и «нет». Решение принимается большинством голосов, а голоса находит машина! Через 40 минут были объявлены итоги.
Третью премию жюри присудило любимцу публики, самому эмоциональному певцу конкурса баритону Мандла Мндебеле. К ней собственный ангажемент добавил гендиректор театра Эрфурта Гай Монтавон.
Вторая премия пришлась австралийцу китайского происхождения тенору Канг Вангу. Он же получил ангажемент от кастинг директора Большенного театра Ольги Капаниной.
Победители
Победительницей «Бельведера» сделалась меццо-сопрано из Уфы, самая молодая участница конкурса 20-летняя Айгуль Ахметшина. Она была тронута и произнесла взволнованную речь честь своего педагога по музыкальному училищу Наили Юсуповой. У начинающей певицы большенное будущее. Сейчас она занимается в молодежной программе Лондона. В ближайшее время Айгуль исполнит партию Анжелины в «Золушке» Россини в одном из оперных арен во Франции. Дмитрий Бертман наградил ее ангажементом — постановкой в своем «Геликоне».
Худрук Немецкой оперы Берлина вручил собственный ангажемент белорусскому басу Александру Рославцу. Членам жюри весьма понравилось звонкое сопрано испанки Росио Перес. Двое из них директор Дрезденской оперы БьорнПетерс и худрук Мадридского арены «Реал» Жоан Матабош присудили ей свои ангажементы. Директор Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф) Кристоф Мейер отдал ангажемент арены чешскому басу-баритону Борису Приглу. Приз Международного медиа-жюри пришёлся американскому баритону Джону Брэсли. Были еще и спецпризы. Сопрано Сесилия Ли из Полуденной Кореи стала обладательницей приза им. Ганса Габора, а российское меццо-сопрано Василиса Бержанская — Приза для исполнителей , родившихся после 1990 года.
36-й Интернациональный конкурс оперных певцов им. Ганса Габора «Бельведер» завершился. Осталось весьма приятное чувство от выступлений молодых талантливых певцов и от отличной организации, какую продемонстрировал весь коллектив «Геликон-оперы». Довольны были и зарубежные устроители во главе с президентом Изабеллой Габор, члены жюри и конкурсанты, особенно получившие награды. Будем ожидать продолжения сотрудничества «Бельведера» и «Геликона».
Елизавета ДЮКИНА