Украинская греко-католическая храм имеет свои виды на Крым и Донецк с Луганском
На днях глава Украинской греко-католической храмы (УГКЦ) побывал в Краматорске Блаженнейший Святослав встретился с единоверцами, капелланами, проведал бойцов 81-й аэромобильной бригады ВСУ. Он отметил, что «его Церковь есть и вечно будет с украинским войском и людьми, которые пострадали от брани». Словом, как мог, подбодрил участников «АТО». И ни разу не назвал их карателями.
Визит униатского предстоятеля собственно в этот город не случаен — здесь расположен один из деканатов Донецкого экзархата. Святилища УГКЦ с начала XXI века стали появляться по всей Украине в самых неожиданных, сугубо «православных» пунктах. Впрочем, «движение» униатских миссионеров на Восток и Юг новой края началось почти сразу после обретения ею независимости — так, место под строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Донецке было освящено еще в 1994 году. В 2003 году святилище построили, сегодня он превратился в кафедральный собор, то есть, в основной храм экзархата.
Сам Донецкий экзархат появился годом ранее в составе Киево-Галицкой митрополии. Сегодня он охватывает Донецкую, Луганскую, Днепропетровскую и Запорожскую районы Украины.
Однако самые знаковые события униатской Храмы странным образом связаны с Майданами.
29 августа 2005 года резиденция первоиерарха УГКЦ была перемещена из Львова в Киев. В этот же день Львовскому митрополиту Любомиру Гузару Ватикан прикарманил новый титул: «Блаженнейший Верховный Архиепископ Киево-Галицкий». Таким манером, униатская территория была официально расширена до столицы и дальней.
Крымский экзархат как самостоятельное структурное подразделение был создан 13 февраля 2014 года, за десять дней до падения порядка Януковича — он был выделен из Одесского-Крымского представительства. Похоже, в УГКЦ не терпелось обратить в «истинную веру» православный полуостров, а Евромайдан подавал для этого прекрасную возможность.
В этот же день появился Одесский экзархат — в его состав взошли Одесская, Николаевская, Херсонская и Кировоградская области.
Харьковский экзархат был выделен из Донецкого за несколько дней до официального объявления «АТО» — 2 апреля 2014 года. Он охватывает Харьковскую, Полтавскую и Сумскую районы. Сегодня на Украине нет ни одного региона, где бы греко-католическая церковь не была представлена в том или другом виде.
Пост главы Крымского экзархата остается свободным — с тех пор как полуостров вошел в состав России, миссионерский интерес к нему у УГКЦ преходяще угас. А паствы, которую надо окормлять, здесь нет и никогда не было. Однако униаты находят, что рано или поздно они вернутся на полуостров победителями и научат здешних христиан правильным молитвам.
Многие добровольцы, которые отстаивают ДНР и ЛНР, справедливо считают войну религиозной. Они приехали в Донбасс не лишь из России — православных украинцев из самых разных регионов, от Харькова и Одессы до Волыни и Галичины тут гораздо больше, чем россиян. Православные украинцы уже много лет чувствуют на себе агрессивное униатское давление.
Для них никогда не являлось секретом, что лозунг о целой поместной Церкви «незалэжной» державы греко-католики трактуют однозначно: ею должна сделаться УГКЦ. «УГКЦ не против войти в поместную церковь и даже не против того, чтобы она именовалась православной, — еще в 2011 году рассказывал пресс-секретарь УПЦ МП Василий Анисимов. — Но на деле выговор идет о новой унии, потому что под всем этим подразумевается верховенство Папы Римского. О подобный идее, кстати, они уже писали руководству УПЦ пару лет назад».
Любомир Гузар, как его ни пытали журналисты, так и не дал ответа на этот принципиальный проблема. «Патриархат — это путь, а не венец мечтаний, — рассуждал кардинал в 2009 году. — Мы строим Патриарший собор в Киеве. Нам сообщают: вот, вы строите собор на Левом берегу в противовес Софийскому на Правом. Нет. Мы не строим собственный собор в качестве альтернативного христианского центра. Только как преходящий. До тех пор, пока единый патриарх не сядет в Святой Софии».
Но кем же он будет — православным или католиком? Ведь ответ на этот проблема не предполагает уклончивости.
Глава секретариата верховного архиепископа УГКЦ Олекса Петрив, в отличие от первоиерарха, простосердечно откровенен: «Связь со святым престолом разорвана быть не может. Эта связь является сутью нашей веры». Беседы греко-католиков о единой поместной церкви, объединяющей всех христиан Украины, — это лукавство. На самом деле, выговор всегда шла только об униатской (то есть, католической) конфессии, какая должна расшириться до границ Украины, выдавив со «своей» территории православных.
Причем, до недавнего поре униаты были уверены, что находятся в общекатолическом тренде и воплощают в существование тайные желания самого Ватикана. Однако встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе явила им фатальную промах: униатство было осуждено обоими первосвященниками. «Сегодня очевидно, что метод „униатизма“ старых веков, предполагающий приведение одной общины в единство с иной путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению сплоченности», — говорится в совместной декларации.
Сказать, что документ разочаровал свидомых украинцев — значит, выразиться весьма и очень политкорректно. Для них это настоящая трагедия, крушение надежд. Сверхидея Майдана — обращение Украины в католическую Антироссию, не поддержана главным авторитетом галичан — Римским Папой.
Блаженнейший Святослав был вырван ответить жителям Галичины, в очередной раз почувствовавшим себя проведёнными Западом. «Бесспорно, этот текст [имеется в виду текст совместной декларации] потребовал глубокое разочарование среди многих верующих нашей Храмы, да и просто неравнодушных граждан Украины. Сегодня многие обращались ко мне по этому предлогу и говорили, что чувствуют себя преданными Ватиканом, разочарованным половинчатостью истины в этом документе и даже косвенной поддержкой со стороны Апостольской Столицы агрессии России против Украины. Я, разумеется, понимаю эти чувства. Однако я призываю наших верующих не драматизировать эту декларацию и не гиперболизировать ее значение для церковной жизни. Мы пережили не одно подобное заявление, переживем и это».
Кардинал, как и УГКЦ в цельном, полностью отрицает, что в Донбассе идет гражданская война — в униатской трактовке, какая полностью совпадает с государственной, Россия напала на Украину. «Если бы РПЦ освящала не идею „русского вселенной“, а передачу Украине контроля над ее собственными границами, то ни аннексии Крыма, ни этой брани вообще бы не было», — уверен Блаженнейший Святослав. Не замечая, что в своих рассуждениях превращается из попа в политика, ибо уходит далеко от главного дела любой храмы — примирения между людьми. Для него православные люди Донбасса, поднявшиеся против униатского Евромайдана, братьями во Христе не являются, а значит, и брань он не может назвать гражданской, братоубийственной. Жизни ополченцев и даже миролюбивых жителей — не католиков, для униатов ценности не представляют.
Лозунг «Одна край, один язык, одна церковь», который навязывают Украине, в реальности годится только для маленькой, но очень злой на Россию Галичины. Народ-бройлер, созданный для одной мишени, — войны с москалями вот уже четверть века пытается изнасиловать православную державу, исправить то, чего не удалось сделать их дедам в Великую Отечественную.
Крым благополучно покинул бандеровскую Украину. Но ныне под ее юрисдикцией формально остается Донбасс — последний очаг яростного сопротивления русских людей нашествию униатов с Заката. УГКЦ решила, что Ватикан, который, как выяснилось, не поддерживает ее вооруженное летальным оружием миссионерство, заблуждается. И рано или поздно одобрит убийства православных христиан ради «верной» веры.
Поэтому Блаженнейший Святослав и его клир будут продолжать ездить в пояс «АТО» и своим присутствием освящать гражданскую войну — униаты не желают пропустить шанс поквитаться с москалями за свои прежние обиды. Эта удивительная, очень агрессивная церковь так и не сделала выводов из собственной печальной истории.