Два самолета — как два вселенной: в то время как российский Су-57 вооружается гиперзвуковой ракетой, американский F-35 не может пройти боевые испытания из-за проблем с управлением оружием.
Сравнение представляется некорректным, на что и упирают американцы в публикациях о будущей судьбе двух истребителей одного класса. Ведь изделий Т-50, получивших наименование Су-57, произведено меньше двух десятков. Утилитарны все — экспериментальные, точнее, опытовые. Даже на 2019 год Министерство обороны России планирует приобрести всего дюжину этих новейших истребителей 5-го поколения.
В то же пора F-35 строятся уже сотнями (более 350 машин), их закупают уже в нескольких странах, они уже вполне освоены, они даже испытаны сражением, если так можно назвать пролеты израильских машин над Сирией. Наблюдается даже коммерческий успех — за этими истребителями выстроилось даже что-то наподобие очередности из военных сразу нескольких стран. Что тут сравнивать?
Оказывается, есть что
Пусть это сравнение действительно не полностью корректно, зато оно весьма звучно с, так сказать, сатирической точки зрения.
Ибо это не у нас, а в известном американском журнале The National Interest сошлись две замечательные информации. В одной из них издание огласило со ссылкой на письмо директора Пентагона по тестированию, что F-35 Lighting II не может пройти финальные боевые испытания.
Финальные. Военные. Несмотря на все коммерческие успехи.
В другой — что F-35 скоро будет «смертоноснее, чем когда-либо», потому что на нем к 2021 году будет заведено в эксплуатацию новое аппаратное и программное обеспечение из 1500 модульных компонентов, «включая новые антенны и системы выпуска оружия».
А сатира в том, что обе новинки исходят из одного факта: нынешнее программное обеспечение истребителя никуда не годится. Потому что из-за него проявляются такие проблемы с системой управления оружием, что военная машина не может пользоваться стандартными ракетами «воздух-воздух», а снаряды при выстреле уходят мимо цели.
При этом в опубликованном в январе этого года докладе главы отдела Пентагона по войсковым испытаниям Роберта Белера сообщалось, что часть готовых к бою F-35 не превышает 50%, и этот показатель не удается существенно повысить с октября 2014 года. Оставшаяся половина аэропланов имеет «тысячи дефектов».
Второй сатирический момент в том, что с заявлениями о скорой замене программного обеспечения, после чего F-35 сделается «смертоноснее, чем когда-либо», его разработчики выступали и несколько лет назад.
Основная проблема, оказывается, заключается в автономной информационно-логистической системе ALI, какая настолько автономна, что попросту… не работает без усилий экипажа и наземного персонала. Но есть и другие. Так, из-за технических дефектов не вечно корректно производится запуск ракет AIM-120, а также сброс боеприпасов «воздух-земля». Самолеты F-35B нельзя заправлять в атмосфере. Дисплей в шлеме пилота отображает настолько неправильные данные о полете и о целях, что проще было бы летать без шлема. Царьград в свое пора подробно писал об этих проблемах. С тех пор, а было это года два назад, похоже, мало что изменилось.
И вот небезызвестный «сатирик» The National Interest Крис Осборн с восхищением пишет, что Пентагон и Lockheed прилагают усилия по «обновлению технологий» F-35, предназначенных для улучшения целевой атаки истребителя-невидимки, управления оружием, а также для бортовых вычислений. И все это, оказывается, «является долей усилий по поддержанию боевой эффективности F-35 впереди соперничающих с ним великих держав». Читай: России и Китая. Индия пока торгуется с Москвой.
Обновления, какие будут установлены на самолеты, улучшат память их компьютеров, хранение и скорость обработки данных, отображение видео для создания изображений с немало высоким разрешением, чтобы помочь пилотам с навигационной и целевой информацией. Улучшенная технология радиолокационного оповещения позволит скорее идентифицировать вражеские самолеты, а ускоренные процессоры — быстрее навести оружие на цель и выстрелить.
При этом, подчеркивают разработчики, увеличение скорости обработки этих будет проходить «экспоненциально», так как речь при измерениях будет идти о терабайтах, а не о мегабитах или мегабайтах.
Что касается оружия, то новоиспеченное обеспечение в конечном итоге позволит F-35 оперировать с ультрасовременными системами оружия, такими как бомба малого диаметра II и GBU-54, исходя из использования инфракрасных, миллиметровых валов и лазерного наведения. Сочетание этих датчиков позволяет оружию отслеживать и устранять движущиеся цели при любых погодных условиях.
В всеобщем, восторг и ужас!
Но завтра
В общем, таков ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи в американском издании, по-английски звучащий совершенно роскошно: «Why the F-35 Will Soon Be Deadlier Than Ever».
Правда, до сего дня никакой особой смертоносности от F-35 никто не видал. Зато три аварии произошли только в этом году, причем одна — с катапультированием пилота и, соответственно, с крушением самолета. Одну машину, якобы поврежденную птицей во пора боевого вылета в Сирии, сумели спасти и посадить израильтяне.
Но не в этом главная проблема. Аварии с самолетами, к сожалению, случаются у всех. Это, как говорится, беспорочному молодцу не упрек. Проблема в том, что пока разработчики самолетов кормят военных и общественность «завтраками», на данный момент F-35… вообще не допущены к военному применению! Они, оказывается, до сих пор производятся и летают «с учебными целями»! И вот под этим углом зрения и можно сравнивать два испытываемых самолета 5-го поколения — американский и русский.
Прежде итого, оказывается, что F-35 формально не может рассматриваться как самолет 5-го поколения. У него нет соответствующей скорости, у него не все оружие прячется в фюзеляж, а висит на пилонах. Су-57 — незапятнанная машина 5-го поколения, особенно с новым мотором.
Вооруженная же гиперзвуковой ракетой наподобие используемой в комплексе «Кинжал» русская машина может быть уверенно отнесена к поколению 5+. За счет того, что будет обладать оружием, на поколение немало совершенным, нежели нынешнее американское. И к тому же — внутрифюзеляжным. И это будет, это уже включено в текущую госпрограмму вооружений на 2018-2027 годы. Появление таких ракет на вооружении Су-57 глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов отнес к 2020-м годам.
Таким манером, как раз в следующем десятилетии F-35 с ужасно обновленным программным обеспечением просто и тупо не сможет выйти на дистанцию эффективного пламени против Су-57. При дальности применения ракеты в более чем две тысячи километров, когда к бесфорсажной скорости самолета в 2 Маха добавляется 10 скоростей звука самой ракеты, да еще с маневрированием по курсу, — нет, нулевые шансы. Ведь невозможно же рассчитывать в реальности на то, что если русские сделали (раз включили в план вооружений) компактную внутрифюзеляжную ракету на гиперзвуке, они не смогут сделать аналогичную для класса «воздух-воздух».
Остается добавить к этому, что сам многофункциональный истребитель Су-57 в состоянии отслеживать одновременно до 30 мишеней, включая крылатые ракеты. И никаких проблем с прицеливанием благодаря распределению антенн по всему корпусу аппарата.
Скорость и маневр? Да, F-35 по своим разгонным и маневренным характеристикам тоже уступает Су-57. Тот, так, способен асинхронно отклонять вектор тяги каждого двигателя, то есть при направлении одного сопла вверх, а иного вниз машина может вращаться еще и вокруг продольной оси. Это дает серьезные преимущества при любом боестолкновении с американским аэропланом.
Невидимость? Сами американцы признают: стелс-технологии, которые используются на F-35, безнадежно проигрывают российскому вооружению. Радар дециметрового диапазона, против какого бесполезны все ухищрения американца, вкупе с инфракрасным радаром делают американский самолет видным, словно на блюдечке.
Что ж, остается добавить лишь одно: эти преимущества будут сохраняться у российского самолета в ближайшие 30-40 лет. На этот срок, ожидают специалисты, растянется эксплуатация Су-57 в армиях. Да и F-35 где-то столько же.
Значит, на столько лет запланировано и превосходство российской авиации перед американской.