Кубок вселенной: как прыгунов «захватили» полетные трамплины
В Оберстдорфе российские прыгуны взошли в двадцатку лучших
фото: pixabay.com
История нового полетного трамплина «Хайни-Клопфер» поражает прежде итого своей неординарностью. Обиженные за то, что не попали на зимние Олимпийские Игры в 1948 в Санкт-Морице трое немецких прыгунов — Зепп Вайлер, Хайни Клопфер и Утопай Брютчер решили построить свой собственный гигантский трамплин. Тяжело представить эту ситуацию в России, но в Германии в 1950 году она удалась и первые выступления на совсем сумасшедшем сооружении собирали порядка 100 тысяч зрителей.
В 1973 году сооружение посчитали чересчур опасным и снесли, заменив на более основательный бетонный каркас. К сожалению, Хайни Клопфер к тому поре уже умер и не смог порадоваться увековеченной идеей, которая к тому же получила сертификат Интернациональной лыжной федерации и имя своего создателя. Очередной модернизацией трамплин подвергся в 1998 году и в 2016 году. На заключительную было потрачено порядка 12 млн евро. Объект был оснащен прожекторами, разгон адаптирован к немало современным стандартам, а зона ожидания спортсменов значительно расширена.
Полетные скачки считаются наиболее зрелищными, но и не менее тяжелыми видами для «летающих лыжников»:
— Отдельный спортсмены вообще отказываются выступать на полетных трамплинов, потому что это подлинно психологически и технически очень сложные виды прыжков, — повествует руководитель судейского корпуса федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья Юрий Калинин. — В первую очередность, огромную нагрузку дает скорость — выше 100 км/ч, при какой необходимо «попасть» в стол отрыва, все происходит в очень куцый промежуток времени. Повышенные требования к координации, нужно верно себя направить, чтобы не создать сопротивление, не потерять скорость в первой фазе полета, а дальней лечь на воздушную подушку и планировать. В случае ошибки, может, так, поток воздуха ударить по одной лыже, теряется аэродинамика и прыгуна начинает «щебетать» в воздухе, что может закончиться очень грустно. Мелкие промахи на полетном трамплине тоже становятся больше… Плюс психология. Человек так перевозбужден, что бывало не может попасть в замок крепления на ботинке. Некто однажды проводил исследования, у спортсмена до старта пульс достигает 140 ударов в минуту. Тем не немного, есть ребята, которые на полетных трамплинах выступают лучше, чем на обыкновенных. Тот же Дмитрий Васильев из сборной России, и в Планице, и в Викерзунде демонстрировал выдающиеся прыжки, но у него проблемы с посадкой, и после таких мощных скачков он не мог удержаться на ногах в зоне приземления.
ххх
«Полетный трамплин — это вечно что-то особенное, это самая крутая, самая захватывающая предмет, которая существует для меня в моей карьере, но на нем я должен оставаться безотносительно спокойным», — сказал победитель первого дня соревнований на новоиспеченном, модернизированном трамплине в Оберстдорфе австриец Штефан Крафт. Уместно, это его первая победа на полетном трамплине.
Обладатель второго пункты, немец Андреас Веллингер показал самый далекий скачок дна — на 234.5 м, установил новый рекорд трамплина и несколько минут в поясу приземления еще находился в эйфорическом состоянии.
Так почему же, несмотря на все опасности и ужасы, прыгуны все же идут прыгать с такого огромном трамплина, на верхушке которого, по словам именитого норвежского прыгуна Бьорна Вирколы, «Как в ЗАГСе: вяще всего хочется сбежать»?
— А зачем люди прыгают с парашютом? — отвечает проблемой на вопрос Юрий Калинин. — Везде, где есть скорость и усилие — это риск. Поэтому возникает желанием проверить, преодолеть себя. Ведь в скачках с трамплина на лыжах человек управляет сам собой, у него нет парашюта, и чем лучше ему удается управиться со своими эмоциями, тем лучше он справляется со своим телом, тем дальней ему удается прыжок. В такие минуты человек растет.
Что же прикасается сборной России, то как раз на полетном трамплине два наших лидера, Дмитрий Васильев и Евгений Климов, показали прогресс — оба выполнили свои вторые скачки на уровне мировых лидеров: у Климова 210.5 м, у Васильева — 220.5 м, что позволило российским прыгунам взойти в двадцатку лучших.