Аналитики портала Global Conflict наименовали российский истребитель пятого поколения Т-50 лучшим из лучших, поставив нашу машину в рейтинге нынешних истребителей на первое место. В этом негласном соревновании он обошел F-22 Raptor и F-35 Lightning. «Янки» заняли второе и седьмое места соответственно.
По мнению аналитиков, «Сухой» обходит конкурентов за счет сочетания новейших технологий, скорости, дальности полета, мощных двигателей и отличных маневренных характеристик, помечает телеканал «Звезда».
Рейтинги — вещь лукавая. Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor деятельно эксплуатируется ВВС США. Он принимал участие в операции коалиционных войск против ИГИЛ* в Ираке. Его основной конкурент, Т-50, все еще проходит цикл испытаний. В войска он в лучшем случае устроится в рамках новой программы вооружения 2018–2025 годов. И малопонятно, каким он будет к этому моменту.
Несмотря на это, его считают лучшим. Отчего, специалисты Global Conflict ответа не дают. Впрочем, постигнуть их можно.
Достаточно посмотреть составленный ими топ-10, в каком присутствуют еще три наши самые современные боевые машины. Это истребители Су-30 и Су-35. Им пришлись третье и четвертое места. А также новенький МиГ-35 взявший восьмую строчку «хит-парада».
Именно они дают представление о том, отчего в Америке так переживают за Т-50. Ведь именно по этим машинам ныне судят о том, что будет представлять собой российский истребитель пятого поколения. Уже сейчас Су-35 рассматривают как заключительную ступень или переходную модель перед появлением в российской армии истребителей Т-50. На нем стоит немало оборудования и механизмов, созданных именно под более современный аэроплан.
Например, двигатель 117С. Он разработан на основе своих предтеч АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27. Но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны против 12,5 тонны, вящим ресурсом и пониженным расходом топлива, а также цифровой системой управления трудом двигателя FADEC. К слову, она есть и на Су-30, и на МиГ-35.
Основной конструктор Т-50 Александр Давиденко может добавить, что доля композитных материалов в всеобщей массе пустого самолета составляет 25%, а по его поверхности — 70%.
Размашистое применение композитов в конструкции самолета позволило снизить его массу, что при присутствии мощного двигателя дает машине и скорость, и маневренность, и возможность хватать больше вооружения. Но что самое главное — делает ее малозаметной для радиолокационных станций противника.
Иная серьезная новинка — радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающий уникальными на ныне характеристиками по дальности обнаружения целей. Этот радар близок к тому, что стоит на американском истребителе пятого поколения F-22.
На противных курсах может обнаруживать цели на дальности до 400 км, а это уникальный показатель для нынешних авиационных радиолокационных станций. На такой дальности истребитель видает авианосец, за 150–200 км — железнодорожный мост, за 100–120 км — катер, за 60–70 км — установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков.
Радар «Ирбис» — безусловное ноу-хау российской промышленности. Но для Т-50 уже создан куда более законченный его преемник — радар с активной фазированной решеткой (АФАР).
Собственно он будет стоять на серийных Т-50. АФАР — это более тысячи объединенных в целое поле с высокой мощностью миниатюрных приемо-передающих модулей. Подобный радар «видит» все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести масса целей, одновременно наводя вооружение истребителя на них. И, как говорят конструкторы, одновременно все обстрелять, веером выпустив ракеты.
Кроме того, антеннами буквально пронизаны кромки крыльев Т-50. Из-за чего истребитель способен видать, что делается над, под и вокруг него буквально на 360 градусов. По всему фюзеляжу машины размещены еще несколько десятков различных датчиков, какие позволят контролировать ситуацию вокруг машины, осуществлять мена данными в режиме реального времени, как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.
То кушать встраивать истребитель в глобальную систему ведения боевых поступков, в которой одновременно могут быть задействованы как воздушные корабля сопровождения — самолеты дальней радиолокационной разведки А-50, штурмовики, бомбовозы, вертолеты, — так и средства ПВО на земле, а также мотострелковые подразделения.
Фактически Т-50 может быть как самостоятельным оружием нападения, так и корректировщиком глобальной войсковой операции.
Гендиректор НИИ Тихомирова, где сознано изделие, Юрий Белоснежный говорит, что на самолет ставится уже не просто локатор в обычном понимании, а интегрированная радиоэлектронная система, вводящая в себя радары в нескольких диапазонах волн, а также системы опознавания, РЭБ и иное необходимое оборудование. И все это увязывается в единую концепцию и будет основывать, как теперь модно говорить, «синергетический боевой эффект».
Кушать данные и по вооружению российского Т-50. Генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов сообщает, что истребитель получит шесть принципиально новых ракет. К 2020 году — еще шесть. Четыре образчика ракет внутрифюзеляжного размещения уже созданы и проходят испытания. Оружие испытывается на иных самолетах, и только те виды, которые будут находиться внутри фюзеляжа самолета Т-50, испытываются прямо на нем.
Прежде всего это Х-58УШК. Принципиальное ее отличие от предшественниц — возможность получения целеуказания и наведения еще в момент нахождения в отсеке истребителя.
Ракеты имеют «квадратное» сечение корпуса, что обеспечивает их немало компактное размещение внутри бомболюка. Еще одна новинка Т-50 — «ракета-бомба» «Гром-2», созданная на основе ракеты Х-38.
По сути, это ракета с инерциально-спутниковой системой наведения, а по факту — бомба с военный частью в 250 кг при общей массе изделия 522 кг. Военная часть может оснащаться боевым снаряжением с осколочно-фугасной, проникающей или кассетной долей. Собственно, все эти факты и делают Т-50 лидером рейтинга Global Conflict.
Дмитрий Литовкин
* запрещенная в РФ террористическая группировка