Мацуев, Башмет и сумрак: закрытие фестиваля Башмета в Сочи

Опубликовано пн, 27/02/2017 — 19:44 пользователем NEWSmuz.com

Двумя всемирными премьерами завершился в Сочи юбилейный X Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета.
На гала-концерте закрытия фестиваля впервые бывальщины исполнены Концерт для альта с оркестром японского композитора Ацухико Гондаи (он приехал на фестиваль и трудился в жюри конкурса молодых композиторов) и снова Концерт для виолы с оркестром Кузьмы Бодрова. Все они, конечно, написаны для Юрия Башмета, — а добавочной изюминкой стал тот факт, что Башмет играл их со своим Юношеским оркестром.

Мацуев, Башмет и сумрак: закрытие фестиваля Башмета в Сочи

Юрий Башмет и дирижер Клаудио Ванделли

И тут стоит приступить именно с оркестра, за создание которого на днях Башмет получил премию от Правительства РФ. Оркестр и удивил. Можно себе представить, что ребяческий оркестр претерпевает всяческие смены состава, собирается вообще сравнительно редко. Но ожидать, что Юношеский оркестр будет играть почти четырехчасовую программу финального гала-концерта с весьма непростой музыкой столь слаженно и чисто — это сюрприз.

Мацуев, Башмет и сумрак: закрытие фестиваля Башмета в Сочи

Первоначальный всероссийский юношеский оркестр

Некоторая несогласованность ощущалась лишь в стартовой Увертюре к опере «Сорока-воровка» Россини, а дальше оркестр словно включил второе дыхание — чистейший звук на всех созданиях без исключения. Смотря на детей, многим их которых нет и 16 лет, можно лишь удивляться скрупулезной работе педагогов оркестра и все освежающей длани дирижера Клаудио Ванделли.. Всероссийский юношеский оркестр — это сейчас именно оркестр, боевая единица, слаженный и тонко отстроенный механизм.

Мацуев, Башмет и сумрак: закрытие фестиваля Башмета в Сочи

Ацухико Гондаи, Юрий Башмет и Клаудио Ванделли

Сейчас о премьерах. Акварельные пейзажи Ацухико Гондаи — мост между условно западной и условно восточной цивилизациями. Он совершенно не пользуется какой-либо ориентальной экзотикой, концерт написан собственно для стандартного европейского оркестра. При этом не ощутить колорит японской цивилизации решительно невозможно. Конечно, это те самые течения воды в реке и облики цветущей сакуры на фоне Фудзиямы, привычные по хокку и японским акварелям. Бездонно национальные архетипы Гондаи укутывает в актуальные формы подачи, тут и Стравинский вспоминается, и Скрябин. Для виолы Башмета каких-либо особенно выигрышных соло не прописано, но музыка-то атмосферная…

Аналогичный концерт Кузьмы Бодрова, уже немало написавшего для Башмета (да хоть «Севильский цирюльник» и «Не покидай свою планету» тут же на этом фестивале показаны) словно оправдывается за всю хитовость и 7/40, звучавшие тут ранее. Этот Бодров — сумрачный, расхристанный, дисгармоничный. И это даже не способ подачи, а манера жизни. Башмет стоит на сцене тенью диавольского гения Гергиева, и пилит неровные интервалы. И получает наслаждение! Сложно объективно оценить первое исполнение, но на первом ухе слышится и свежесть, и дерзкость, но и кое-какая вторичность композиции. Есть любопытные «расхристанности», которые увлекательно было бы услышать еще не раз. Но в целом это довольно тяжелое испытание для публики, какой немало ушло из зала именно на Бодрове.

Мацуев, Башмет и сумрак: закрытие фестиваля Башмета в Сочи

Денис Мацуев

Избавителем и камертоном вечера стал Денис Мацуев с Рахманиновым и Паганини, «Рапсодия на тему Паганини». Мацуев приехал свежим, выспавшимся, и крайне оптимистичным, длинно хвалил за кулисами Башмета за качественный подбор фестивальной программы. И Рапсодию сыграл виртуозно, без трюкачеств или силовой поддержки, сыграл достоверно, со вкусом и расстановкой. После такого Рахманинова все современные созданья в сет-листе концерта пришлось сравнивать с Рахманиновым, и далеко не все ее миновали….

Мацуев, Башмет и сумрак: закрытие фестиваля Башмета в Сочи

Клаудио Ванделли и Вадим Репин

Скрипач Вадим Репин играл Бруха, концерт №1 для скрипки с оркестром, соль минорный. И Брух излюблен Башметом, и Репин не раз выступал блестяще на его фестивалях. А тут словно не задалось. Уже в первой доли почувствовалась некоторая тяжесть, свинцовая тяжесть смычка. И дальше Репин скорее боролся со скрипкой, заставлял ее функционировать, нежели трактовал Бруха. Разумеется, придраться можно было разве к не совсем чистым ускорениям-виртуозностям, но скорее попросту это был не день Репина. Так бывает и у самых великих.

Мацуев, Башмет и сумрак: закрытие фестиваля Башмета в Сочи

Ави Авиталь

Еще одинешенек важный гость — Ави Авиталь (Израиль). Да-да, вот такая перенасыщенная программа случилась на закрытии фестиваля. Это самый популярный в мире мастер академической мандолины. Он играл не самое очевидное — «6 миниатюр для мандолины и струнных» Сулхана Цинцадзе, бисовые номера по сути, вводя обработку «Сулико». Человек-праздник Ави Авиталь безукоризненно интонировал, и снискал ураган заслуженных аплодисментов после практически каждой миниатюры.

А завершился юбилейный Зимний фестиваль искусств Башмета серенадой. Серенада La Grande была написана Александром Чайковским несколько лет назад специально для Юношеского оркестра, и сам Башмет впервые за вечер вышел дирижировать ею. Элегантные отсылки к серенадам Моцарта и Петра Ильича тут скорее реверанс самой эстетике, как если бы задаться мишенью скомпоновать некий условный Greatest Hits из лучших серенад мироздания, и чуть-чуть посмотреть на них из-за угла… Создание эффектное, в меру глубокое, и прекрасно демонстрирующее возможности всех оркестровых групп. И тут Юношеский не подвел. Если к духовым еще можно было как-то придраться, то к струнным и ударным лишь цветы приносить. Что зрители и делали.

10-й фестиваль завершился. 11 тысяч зрителей, 3 концертных площадки, аншлаги на всех концертах. Приехали достоверно лучшие — музыка, театр, балет. Приехал даже гонконгский оркестр общенародных инструментов и сыграл вместе с «Солистами Москвы»! И сольно тоже сыграл. Мастер-классы, лекции, совещание директоров филармоний, видео-арт, развивающие программы для детей… Джаз-легенда Сандоваль… Фестиваль вышел цельным и многогранным. Это жемчужина в пестром одеянии многочисленных сочинских фестивалей. И уже популярно, что 11-й точно будет.

Вадим ПОНОМАРЕВ

Фото — Светлана МАЛЬЦЕВА

Мацуев, Башмет и сумрак: закрытие фестиваля Башмета в Сочи

Клаудио Ванделли и Вадим Репин

Мацуев, Башмет и сумрак: закрытие фестиваля Башмета в Сочи

Денис Мацуев

Мацуев, Башмет и сумрак: закрытие фестиваля Башмета в Сочи

Денис Мацуев

Мацуев, Башмет и сумрак: закрытие фестиваля Башмета в Сочи

Юрий Башмет, Кузьма Бодров и Клаудио Ванделли

Ключ: newsmuz.com

Leave a Reply