«Медведь-2» передаст привет Америке: Минобороны сказало «да» ПАК ДА

Глядите эксклюзивные материалы, фото и видео в нашем Telegram-канале!

Приоритеты стратегической дальней авиации в России, бесспорно, отданы семейству самолётов КБ «Туполева». Из стоящих ныне на вооружении ВКС «бомберов» это популярные Ту-160 «Белый лебедь», Ту-95МС «Медведь» и Ту-22М (по кодификации НАТО — Blackfire, названия которого с английского можно перевести как «Ответный огонь» или «Иметь несимпатичные последствия» — кому как больше нравится). Сейчас Минобороны РФ утвердило окончательный облик нового бомбардировщика, выполненного по технологии «стелс», популярного как Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Его разработкой занимается «Туполев», соответственно, в названии сохранится «номенклатура» с упоминанием фирмы «Ту» и с новым цифровым обозначением и, вероятно, с именем собственным, какое ещё не придумали.

Военные сказали новому перспективному авиационному комплексу «да» — существующие стратегические бомбардировщики, конечно, ещё послужат не один десяток лет, но пришагало время подумать об их перспективной замене. Естественно, что новый самолёт для Дальней авиации должен быть не копией предшественников, а «прорывной технологией», какая определит его будущее предназначение на длительный период времени.

В приоритетах нового бомбардировщика не только аэродинамическая схема «летающее крыло», но и большая длительность полёта, малозаметность и включение в состав вооружений перспективных крылатых и гиперзвуковых ракет. По идее, это должна быть некая «воздушная крепость», способная длительное пора барражировать вне зоны действия ПВО противника, способная при этом наносить удары по особо опасным объектам.

На практике этот самолет ещё существует лишь в виде макета (опытно-конструкторские работы по программе находятся на этапе рабочего проектирования, ведётся строительство нескольких опытных образцов), а первый его подъем в атмосфера ожидается не ранее 2025 года. Тем не менее, заложенные в него технические параметры позволяют предположить, что ПАК ДА станет самым мощным стратегическим бомбовозом в мире. Гарантия — от КБ «Туполев», чьи самолёты составляют основу Дальней авиации России и в модернизированном виде являются главной ударной силой ВКС.

Что популярно о новом «летающем монстре», появление которого уже вызывает одновременный интерес у специалистов и панику в стане потенциального противника? Совсем не многое. По заявкам заказчика, в лице Минобороны РФ, это должен быть принципиально новый самолет с прицельно-навигационным комплексом, с возможностью применения существующих и перспективных видов оружия. Можно не колебаться, что его оснастят новейшими средствами связи и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применят технологии «стелс» для обеспечения малозаметности, соответственно вся боевая «подвеска» будет спрятана в самом корпусе.

Скорость в этом случае не будет играть значения — самолёт будет дозвуковым, при этом, как предполагается, сможет использоваться в качестве платформы для запуска космических аппаратов, соответственно, сможет всходить в стратосферу ещё выше дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31. Будут использоваться уже хорошо зарекомендовавшие себя крылатые ракеты воздушного базирования Х-55СМ и Х-102. Ну и, природно, основная боль натовских генералов — гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал».

Возможности российского ПАК ДА «могут всерьёз обеспокоить страны альянса» — строчат военные обозреватели издания The National Interest. «ПАК ДА разрабатывается на основе совершенно новой конструкции планера. Как выразился ведущий инженер Туполева Игорь Шевчук, ПАК ДА — это принципиально новоиспеченный бомбардировщик, основанный на современных концептуальных решениях», — подчеркивает американский обозреватель Марк Эпископос. В чём можно согласиться с экспертами, так это в том, что уникальный стелс-бомбардировщик, основываемый российской оборонной промышленностью станет представителем нового поколения авиационной техники, которому нет равных.

Предполагается, что ПАК ДА будет способен пробивать любые внешние пласты противовоздушной обороны и оставаться при этом незамеченным. Временные сроки появления нового бомбардировщика и его поступление в серийное производство запланировано на 2027 год. Это долгострой?

— Создание аэропланов подобного класса не требует суеты и временные рамки от конструкторской идеи до испытательного полета занимают ни день, ни месяц и даже не один год, — находит эксперт военной авиации Николай Баранов. — Может, и не совсем уместное сравнение, но и принципиально новый автомобиль нельзя испечь как пирожок в духовке, а тут выговор идёт не просто о новом, а принципиально новом самолете, где в расчёт берутся не только технические характеристики двигателей или конструкции крыла, но и боевые возможности самолета, назначение которого рассчитывается на десятилетия.

Вот возьмем ПАК ФА, который уже известен как действующий истребитель Су-57, на его доведение до ума тоже потребовался не один год, сотни часов экспериментальных полётов, устранение промахов и недочётов. Зато есть результат — это лучший на нынешний момент истребитель, который однозначно причислен к самолетам пятого поколения в своем классе. Лучшим сделается и новый стратегический бомбардировщик, потенциальные возможности которого смогут оценить, надеюсь, что не по практическому применению, и наши потенциальные противники.

Тут есть и еще подобный нюанс, если говорить о временных сроках создания нового самолета, нынешние «стратеги», стратегические бомбардировщики прошедшие модернизацию, способны в целой мере выполнять задачи по обеспечению безопасности страны. Казалось бы, есть «старичок» Ту-95, который впервые поднялся в воздух в 1952 году, но пролет четы таких самолетов над Арктикой вызывает нервную дрожь в Пентагоне.

Или сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 с историей эксплуатации от 1971 года, ввергает в шок всю Японию при появлении даже за тысячу километров. Припомним и про Ту-160, который является самым мощным и скоростным сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. И пока в строю российской авиации есть такие «лебеди» и «медведи», можно покойно довести до ума новый ПАК ДА, который придет им на смену с улучшенными боевыми характеристиками.

Несомненно, что в облике нового самолета «от Туполева», будут применены и идеи конструкций старых моделей — опыт и в этом случае имеет значение. Вряд ли ПАК ДА будет иметь какое-то внешнее сходство с 95-м, 22-м или 160-м «Ту», но характеристики достоверно сохранит, и, надеемся, преумножит.

Свободная пресса

Leave a Reply