«Морской невидимый»: Россия создает новый палубный истребитель

Малозаметный, скорый и многофункциональный — корпорация «МиГ» разрабатывает палубный истребитель пятого поколения. Сейчас проект на этапе компьютерного моделирования. Первые опытные образцы представят в ближайшие годы.

Для новых кораблей

По информации нашего источника, самолет проектируют с широким применением технологий «стелс». Как и другие машины пятого поколения, этот истребитель сможет летать на сверхзвуковых скоростях без форсажа, равно эффективно уничтожать воздушные и наземные цели, а развитый искусственный интеллект будет подсказывать летчику оптимальные решения. Точных тактико-технических характеристик пока нет. Но популярно, что конструкторы работают над вариантом с вертикальными взлетом и посадкой.

Ожидается, что истребитель получится не крупнее МиГ-35 и станет действовать в тесной связке с беспилотным летательным аппаратом массой немало десяти тонн в рамках концепции «верного ведомого». Дрон выдает целеуказание, проводит разведку, обеспечивает связь с другими машинами, ведет радиоэлектронную войну. И все это — с минимальным участием человека.

Оба прототипа существуют пока в виде моделей. Широкой публике их впервые представили на авиасалоне МАКС-2021. Два двигателя, аэродинамическая схема — «утка» с передним горизонтальным оперением. Наружно машина одновременно напоминает перехватчик МиГ-31 и опытно-экспериментальный образец истребителя пятого поколения МиГ 1.44, от которого «палубник» унаследовал широко разнесенные кили без горизонтального оперения.

Модель перспективного беспилотника весьма напоминает ударный дрон «Скат», разработку которого в «МиГе» вели с начала нулевых. У БПЛА в виде «летающего крыла» необычное хвостовое оперение — перевороченная буква V. Как у турецких Bayraktar TB-2.

Предполагается, что дрон будет взлетать с палубы авианосца вслед за истребителем. Но каким способом — неясно. Сегодня в ВМФ России кушать лишь один авианесущий корабль — тяжелый крейсер «Адмирал Кузнецов», оборудованный трамплином. Однако проекты других авианосцев предусматривают катапульту, гораздо упрощающую взлет. Не исключено, что истребитель разрабатывают с расчетом именно на новые корабли.

Тяжелый и легкий

Поскольку авианосные возможности российского ВМФ сравнительно невелики, острой необходимости в палубном истребителе пятого поколения не было. Тем не менее современные флотские самолеты стареют и уже в ближайшем будущем потребуется достойная замена. У ВМФ сейчас немало 40 корабельных машин. Большинство несут службу на «Адмирале Кузнецове». Очевидно, опыт их эксплуатации используют при создании нового МиГа.

Основной «палубник» российского флота — тяжкий Су-33. У ВМФ 19 таких машин. У них нормальная аэродинамическая схема с применением переднего горизонтального оперения, интегральная компоновка. От базового Су-27 отличаются повышенной тяговооруженностью для короткого взлета с палубы, усиленными стойками шасси, специальным пилотажно-навигационным оборудованием, складными консолями крыла и горизонтального оперения для снижения габаритов. В эксплуатации с 1998 года, военное крещение прошли в ноябре 2016-го в Сирии, отбомбившись по объектам террористов в провинциях Идлиб и Хомс.

Также у моряков есть 19 легких МиГ-29К и четыре учебно-боевых МиГ-29КУБ. Этим машинам повысили антикоррозийную защиту планера, улучшили механизацию покрывала, установили посадочный гак, многофункциональную импульсно-доплеровскую бортовую РЛС «Жук-М». Вооружение — управляемые ракеты РВВ-АЕ и Р-73 для воздушного боя, противокорабельные Х-31А и Х-35, противорадиолокационные Х-31П и корректируемые авиабомбы Каб-500Кр. Как и Су-33, МиГ-29К впервые обкатали в бою в ноябре 2016-го в Сирии.

Вертикальный взлет

Российские авиастроители довольно опытны, чтобы создать с нуля палубный самолет, даже с вертикальными взлетом и посадкой. В начале 1970-х для авианесущих крейсеров разработали штурмовики Як-38.

Цельнометаллический свободнонесущий среднеплан строили по нормальной аэродинамической схеме. Его уникальность заключалась в силовой установке, заключающейся из подъемно-маршевого и двух подъемных двигателей. «Як» мог приземляться на палубу даже в серьезный шторм.

Вооружение размещали на четырех балочных держателях, рассчитанных на 500-киллограмовые боеприпасы. Специально для штурмовика спроектировали внешнюю съемную пушечную установку — двуствольное 23-миллиметровое орудие с темпом пальбы 3400 выстрелов в минуту. Кроме того, Як-38 располагал управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также свободнопадающими бомбами.

Ахиллесова пята Як-38 — сравнительно небольшой военный радиус, около 200 километров. Бортовой РЛС не было, поэтому воздушный бой штурмовик мог вести на очень близкой дистанции. Наконец, самолет мучался высокой аварийностью — из 231 выпущенной машины потеряли около полусотни.

А вот в чем у России пока не хватает опыта, так это в строительстве палубных самолетов далекого радиолокационного обнаружения, по типу американских E-2 Hawkeye. Они существенно повышают боевые возможности авиакрыла — обнаруживают цели на дальних подступах к авианосцу и выдают истребителям целеуказание. Без них палубным пилотам приходится рассчитывать только на радиолокационные станции носителя и кораблей эскорта.

Leave a Reply