Москва без мандаринов?!
Дальнобойщики-нарушители покинут столицу без главного атрибута новогоднего стола
События развиваются почти как в сюжете новогодней сказки. По мановению колдовской палочки (жезл сотрудника ДПС) перегруженная мандаринами фура останавливается и перемещаться дальней уже не может. Увы, но ее вес в несколько раз превышает существующие нормы. Все, приехали… Помните, в сказках вечно есть злодей, который хочет, чтобы праздник не состоялся? Новогодних мандаринов в кузове чересчур много — как говорится, через край. И никто почему-то не задумывается, что такие тяжеловозы наносят огромный вред путевому покрытию. В итоге сказочке конец — нарушение закона, выяснение касательств, и как результат — испорченные фрукты, которые так и не доехали до столичных прилавков.
За перевес отзовёшься
Предновогодний чес владельцам 12-тонников не чужд. Сейчас самое пора для заработка. При этом, конечно, хочется сэкономить. Но как? Все просто — для уменьшения себестоимости транспортирований водители превышают нормативный уровень загрузки, пытаясь получить сверхприбыль. При существующем нормативе в 40–44 тонны любой второй перевозчик загружает по 80 тонн и более. Был даже зафиксирован феноменальный случай — 230 тонн загрузки. Вдали ли уехала такая фура? Остается только догадываться. А вот экономия у ее обладателей предполагалась колоссальная. Самый настоящий демпинг и «серый» базар без зазрения совести. Однако надо бы и честь знать. А уж если учесть тот факт, что у российских перевозчиков в принципе почти отсутствуеткультура упаковки и крепления груза, то тяжело представить, в каком состоянии товар довозят до конечной точки. Особенно если выговор идет о мандаринах. Поэтому вновь встает вопрос о нужды ужесточить весогабаритный контроль, дабы подтолкнуть перевозчиков к немало грамотному распределению и крепежу грузов и усилить компонент «безопасности» транспортирования.
«Все автомобили, которые идут в города России из Абхазии, транзитом проходят сквозь Краснодарский край. Именно здесь, недалеко от Сочи, в Чемитоквадже, им доводится проходить весовой контроль, — рассказывает Артур Суховольский, государственный инспектор, начальство поста СКП-6 Псоу. — Через наш пост в сутки проходит распорядка 40–50 транспортных средств, разрешенная максимальная масса каких свыше 12 тон. Всех нарушителей приходится привлекать к ответственности».
Водители, само собой, недовольны. Как это так, отчего мандарины вдруг попали под рейд? «Раньше же возили покойно! Почему сейчас пристают? — возмущается водитель из Абхазии, — у меня перевес мандаринов итого чуть-чуть! Мне проще выбросить все эти ящики здесь. Сейчас кузов отворю и все мандарины выброшу!» Такими угрозами сотрудника ДПС вряд ли некто напугает. Фура действительно перегружена, а значит, придется отвечать по закону. На автомашина надевают цепи, а владельца транспортного средства обязуют оплатить штраф, размер какого варьируется от 150 до полумиллиона рублей! Не проще ли было разом отправить машину без перегруза?
Не доставайся же ты никому
Казалось бы, суммы штрафов для перевозчиков немалые. Загрузи фуру сообразно весовой норме и поезжай спокойно. Но нет, водители снова и опять выходят на маршрут с огромным перевесом, а потом жалуются на нехорошие и разбитые дороги. Невероятно, но факт — некоторым из них проще покинуть загруженную фуру на трассе и сбежать. Такая «брошенка» уже полгода стоит на посту Чемитоквадже. Весной грузовик застопорили для прохождения весового контроля. Кроме того что машина была в разы перегружена, у водителя были другие неоплаченные штрафы. «Долгие проводы — лишние слезы», — вероятно, поразмыслил шофер и ушел по-английски. О том, что машина была перегружена овощами, до сих пор напоминает едкий аромат, доносящийся из кузова. А что было летом на жаре, лучше не воображать вовсе. Вернется ли однажды хозяин фуры? Соизволит ли забрать уже заржавевший транспорт? Или так и покинет его на посту ДПС?
Грузом по асфальту
«Недалеко от нашего поста размещён Зубовский мост, — рассказывает Артур Асрян, государственный инспектор, начальство поста СКП-4 СПВГК Чемитоквадже, — в его дорожное покрытие вмонтированы весы. Таким манером, мы заранее можем понимать, какое транспортное средство идет по линии с перегрузом. Система видеонаблюдения фиксирует перемещение автомобиля, фиксирует его номерные знаки и подает сигнал на пост. Сотрудник ДПС должен остановить фуру и отправить на контрольное взвешивание, чтобы установить степень нарушения и причиненный асфальтовому покрытию ущерб».
Любая автомобильная дорога строится по ГОСТам, с учетом требований также возводятся мосты и иные дорожные сооружения. При этом во всех случаях предусматривается максимальная нагрузка. В связи с этим в правила ПДД заведены понятия допустимой и разрешенной нагрузки на ось у автомобилей. Во время движения транспортного оружия вся тяжесть передается на дорожное покрытие через его оси. Перегруз фуры воздействует не только на качество дорог, но и в целом на безопасность движения, находит инспектор.
Пользователь платит
Водители отстаивают свою истину. Они уверены, что за пользование дорогами и так платят достаточные средства, какие суммируются из акцизных отчислений и транспортного налога. Между тем, по суждению специалистов, акцизы и транспортный налог не покрывают и значительной доли расходов федеральных и региональных бюджетов на ремонт и строительство линий. Сегодня финансирование ремонта дорог рассчитывается исходя из нормативного вреда, а путям из-за перегруза транспортных средств наносится ущерб сверхнормативно. В итоге российские автомобилисты и перевозчики являются самой дотируемой социальной группой после пенсионеров. При этом дорожники колотят тревогу, на дорогах России сложилась парадоксальная ситуация.
По суждению транспортных экспертов, во всем мире автомобилисты оплачивают целую стоимость обслуживания и строительства дорог за счет сборов, закладываемых в стоимость автомобиля, топлива, и за использование дорожной инфраструктуры, а также специализированных налогов. У нас же ситуация складывается возвратным образом. При этом мы видели вал возмущений, когда в ноябре 2015 года был заведён принцип — «пользователь платит». Нежелание платить за транспортную инфраструктуру является ровным наследием советского образа мышления, когда государство целиком дотировало эту сферу.
«В Советском Союзе, а позже и в России, приоритеты сохранности путей всегда были выше здравой логики и экономических расчетов. Объяснение этому несложное — автотранспорт выполнял вспомогательную функцию для развития иных областей экономики. Сейчас же автоперевозки становятся самостоятельной отраслью, какой необходим всеобъемлющий контроль», — комментирует эксперт в районы грузоперевозок Тарас Коваль.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
Исследования, проведенные в США в половине ХХ века, позволили выявить «Закон четырехкратного воздействия». Одинешенек легковой автомобиль весом 1 тонна давит на дорогу двумя осями по 500 кг. Четырехосный грузовик целой массой 30 т давит на дорогу каждой осью по 7,5 т. Между легковым автомашиной и грузовиком существует 15-кратная разница в осевой нагрузке. Сообразно закону, ущерб от воздействия каждой оси грузовика больше не в 15 раз, а с учетом особого фактора — в 15 в четвертой степени, или 50 625 раз.
Грамм бережет килограмм, килограмм — тонны
И какие пути могут сохранять идеальное состояние и зимой, и летом, и уж тем немало после того, как по ним проедут тысячи грузовиков, перевозящих тонны грузов? По этим Росдормониторинга, только по федеральным дорогам около 50% транспортирований осуществляется с превышением нормативного уровня загрузки. По отдельным путям в режиме перегрузки находится свыше 70% их протяженности («Волга» — 86%, «Кавказ» — 78%, «Россия» — 75%, «Дон» — 75%, «Беларусь» — 79%). Отсутствие контроля за перегрузом природным образом провоцирует уход в «серый» сегмент рынка. По экспертной оценке, в линии случаев провозится в 2–3 раза больше груза, чем показано в сопроводительных документах. По расчетам ассоциации РАДОР, 2,6 трлн руб. — это ущерб от проезда грузовых транспортных оружий по всем классам дорог, а
1 трлн руб. — это доходы всех путевых фондов. То есть расходы только от прямого ущерба, не находя затрат на строительство и реконструкцию дорог, кратно превышают доходы путевых фондов на восстановление трасс. При этом факторов, которые приводят в негодность путевое покрытие, предостаточно.
Это вода, лед, перепады температур, столь различные для любой страны и каждого климата. Однако, по мнению специалистов, основная сложность в построении и сохранении путей — это учет дополнительного динамического воздействия в виде вибрации. При рослой осевой нагрузке от грузовиков вибрация транспортного средства наносит порядочный ущерб дорожному полотну.
Подконтрольный весогабарит
Решить проблему перегруженных 12-тонников сложно, но можно. Эксперты неоднократно заявляли о нужды введения системы весогабаритного контроля. Новшество должно принудить грузоперевозчиков соблюдать установленные нормы, что, в свою очередь, позволит снизить нагрузку на пути до норматива и увеличит срок службы дорог.
«Введение системы самодействующего контроля за соблюдением уже существующих весогабаритных нормативов позволит разрешить ряд задач, — рассказывает представитель Росавтодора. — Покажется эффективный способ борьбы с выездом на дороги нагруженных сверх нормативов грузовиков, какие не только разрушают под собой асфальт и мосты, но и часто становятся винами страшных аварий с жертвами, так как под тяжестью груза у фур просто отказывают тормоза. Кроме того, благодаря войне с перегрузом повысится сохранность дорожного покрытия и увеличатся его межремонтные сроки — в перспективе до 12 лет после ремонта и до 24 лет после капремонта. При этом удастся вывести из тени на базаре так называемых серых грузоперевозчиков. Стоимость и объем перевозок сделаются прозрачными для грузоотправителей и государства».
Эксперты в один голос сообщают о создании равных конкурентных условий для бизнеса.
Сейчас почти все ездят с перегрузом, в одну машину загружают две, повествовал СМИ президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Отправители сбивают стоимость, чтобы получить госконтракты, и стараются экономить на перевозке, этот бизнес могут крышевать нерадивые сотрудники ГИБДД. С введением новой системы «серые» грузоперевозчики перестанут конкурировать с беспорочными участниками рынка, возникнет рост легальной занятости, и выявить нарушителей можно будет гораздо скорее. Кроме того, система позволит избежать ручного ввода информации и, соответственно, участия человечьего фактора. Это значительно упрощает процесс контроля каждого проезжающего автомашины. И наконец, нововведение исключит возможность злоупотребления со стороны персонала весового поста, благодаря автоматизации процесса выписки, прессы и оплаты квитанций. То есть расширение системы автоматических весов защитит пути от разрушения и сведет коррупцию к минимуму. По словам экспертов, для решения транспортных проблем XXI столетия необходимо создание системы, которая базировалась бы на современных информационных и коммуникационных технологиях и позволяла на основе полученных этих определять и прогнозировать проблемы транспортной сети страны.
На сегодняшний день, по этим Росавтодора, каждый третий грузовик нарушает нормативы по массе, а перегруз фуры в посредственном составляет 30%.Ущерб дорогам, нанесенный перегруженными фурами, доводится возмещать за счет дефицитных средств дорожных фондов, вместо того чтобы пускать их на немало значимые проекты. А предновогодний ажиотаж может привести к тому, что свежие фрукты в перегруженных машинах обратятся в подкисшую кашу «мандаринового цвета».