Мы будем долго гнать? Что может экспортировать Россия, кроме нефти и газа

Мы будем долго гнать? Что может экспортировать Россия, кроме нефти и газа

фото показано с aif.ru

Россий­ский экспорт упал в 2019 г. на 5,7% — до 418 млрд долл. «АиФ» обсудил виражи нашей внешней торговли с профессором российской экономической школы ­Натальей Волчковой.

Российский вывоз упал в 2019 г. на 5,7% — до 418 млрд долл. «АиФ» обсудил виражи нашей внешней торговли с профессором Российской экономической школы Натальей Волчковой.Качели нефтяных ценАлексей Макурин, «АиФ»: Лучшего итога в послекризисное время наши экспортёры добились в 2018 г., заработав 450 млрд долл. и увеличив валютную выручку на 26%. Но повторить исторический максимум в 526 млрд долл., достигнутый в 2013 г., всё равновелико не удалось. Почему?Наталья Волчкова: Всё упирается в стоимость на мировом рынке минеральных топливных продуктов, доля каких в наших поставках за рубеж сейчас 60%. Если средняя экспортная цена российской нефти в 2013 г. придерживалась на уровне 108 долл. за баррель, то в 2016 г. она упала до 42 долл. Стоимость экспорта за это время соответствующим манером снизилась на 85%. Затем вслед за ростом цен на углеводороды и другое сырьё в 2018 г. она быстро восстановилась. Но цены на нефть ныне и близко не подошли к отметке, на которой были 7 лет назад. Дополнительным негативным фактором стало ухудшение экономических касательств России с Западом.— Зато взошла новая экспортная «звезда». В 2018 г. РФ вышла на первое место в мире по торговле пшеницы. Быстро растёт экспорт подсолнечного масла, сахара и даже свинины. Почему эти успехи не меняют всю полотно?— В развитых странах доля сельхозтоваров в экспорте 2–3%, в развивающихся чаще не превышает 10%. И растениеводство к тому же мощно зависит от капризов природы. Упал урожай зерна в 2019 г. — и поставки за рубеж российской пшеницы разом уменьшились (см. инфографику).— На что тогда следует ставить, чтобы сделать экспортный рывок?— На обрабатывающую промышленность. Её часть в мировой торговле после Второй мировой войны устойчиво растёт и составляет сегодня 70%, тогда как роль сельхозпродукции и топливно-минеральной продукции снижается. Связано это с тем, что в машиностроении, приборостроении, химии и иных обрабатывающих отраслях можно создавать большое количество разнообразных товаров, производить их в больших объёмах и с низкими издержками, а стоимости медленно, но верно растут. Столетние наблюдения за международной торговлей показывают: чем меньше уровень обработки продукта, тем рослее риск ценовых скачков или падений на них на мировом рынке, и наоборот. Таможенная статистика это подтверждает: за 2019 г. экспорт российского оборудования и машин сократился приметно меньше, чем выручка от продажи углеводородного сырья, леса и металлов.— Тем не менее спрос на приборы и машины из России тоже упал. Что случилось?— Компании в иных странах сейчас начинают меньше новых проектов, а рост потребления замедлился. Связано это среди прочего и с торговой бранью, которую ведут США и Китай, и с выходом Британии из Евросоюза. Россия смогла бы преодолеть эти негативные факторы, если бы расширила ассортимент своей экспортной продукции. Но пока мы видим лишь отдельные истории успеха. Скажем, вырос экспорт автомобилей. Или есть отдельные заводы, которые стали всемирными лидерами в своих нишах. Например, ставропольский завод «Монокристалл», который производит искусственные сапфиры и среди заказчиков какого есть компания Apple. Эти прорывные истории показывают, что потенциал у российского несырьевого экспорта есть. И в целом в 2019 г. Россия свои экспортные позиции не уступила. Попросту не в лучшей форме вся мировая торговля. Без сертификата не продашь— Перед правительством стоит задача к 2025 г. удвоить несырьевой вывоз. Почему это так важно?— Потому что увеличение поставок за рубеж — самый быстрый путь экономического развития. Он позволяет успешным компаниям становиться ещё успешнее, а правительству — диверсифицировать и стабилизировать ключи валютных доходов, пополняющих бюджет. Чем выше доля несырьевого сектора, тем ниже зависимость страны от скачков цен на нефть и газ.— Каков портрет предприятия-экспортера?— Во-первых, таких компаний не так уж и немало. В обрабатывающей промышленности развитых стран их 18–20%. В России их доля ниже — только 6–9%. Но такие компании в разы крупнее фирм, какие не занимаются экспортом. У них выше производительность труда, зарплаты, инвестиции.Крупнейшие экспортеры поставляют свою продукцию в огромное число стран — до 150. В России в химической промышленности и металлургии тоже есть лидеры, обслуживающие до 100 стран. Увлекательно, что 90% экспорта и у нас, и в других странах формируют всего 10–15% крупнейших поставщиков на внешние рынки. При этом ассортимент товаров у наших экспортёров уже, чем у зарубежных. Потому если бы российские фирмы расширили свой ассортимент в 2–3 раза, то Россия только за счёт этого могла бы в 2–3 раза повысить свой несырьевой экспорт. — Что мешает нашим компаниям это сделать?— Однозначного ответа нет. Но в рейтинге Doing Business, с поддержкой которого Всемирный банк оценивает комфортность условий для бизнеса, такой параметр, как условия для международной торговли, у России самый низенький среди других параметров. В 2019 г. она заняла по нему только 99-е место среди 190 стран, при том, что в целом по десяти параметрам позиция России ныне значительно выше — 28-я. Сами российские предприниматели в число главных барьеров, которые им мешают торговать с вселенной, включают трудности с получением банковских кредитов (хотя это и для внутреннего рынка важно), неоднозначность таможенных требований и процедур, сложность получения качественной информации о зарубежных базарах, нехватку квалифицированной рабочей силы, нестабильность торговой политики. Но если говорить о расширении экспортного ассортимента, то в лидеры сходит проблема сертификации российской продукции для продажи в других странах. Российские сертификаты, подтверждающие свойства и качество товаров, за рубежом почти не работают. А чтобы провести такую экспертизу по международным или национальным правилам других стран, подчас нужно потратить немало 100 тыс. евро. Многим нашим компаниям это не по карману, и это становится непреодолимым барьером.— Как решается проблема?— Путей два. Можно поставить задачу ускорить российские требования к международным. Но это создаст проблемы отечественным компаниям, которые вовсе не собираются экспортировать. Другой линия — облегчить экспортёрам сертификацию по зарубежным правилам. Сейчас им часто приходится везти образцы своих товаров на экспертизу за рубеж, что мощно увеличивает затраты. Эту проблему можно решать, поддерживая развитие в России сети опорных лабораторий, признанных интернациональным сообществом. Мероприятия по модернизации таких лабораторий предусмотрены нацпроектом по развитию международной кооперации и экспорта. Чистая химия— Удвоит ли Россия сквозь пять лет свой несырьевой экспорт, двигаясь такими темпами, как сегодня?— Всё будет очень сильно зависеть от того, как увеличится спрос на мировом рынке. Также важно, чтобы появлялись новые экспортные производства. К сожалению, активность инвесторов сейчас низенькая, и новых проектов в промышленности не так много, как нужно. Но даже если удвоение экспорта окажется нереалистичным, то, что правительство поставило такую смелую цель, это правильно. Это заставит министерства работать активнее и достичь большего в улучшении условий для экспорта.— Какая область наиболее перспективна?— С моей точки зрения, химическая промышленность и связанные с ней отрасли. У России огромные запасы сырья, какое необходимо для входа в такой бизнес. Ведущие лаборатории и заводы мира сейчас работают над разработкой инновационных веществ и материалов. И мы можем успешно конкурировать с ними, основывая производства на стыке химии и смежных отраслей. Это выпуск и экспорт лекарств, новых видов синтетических тканей и стройматериалов, пластмасс, полимерных материалов. — Наши сложные товары шагают в ближайшие страны. Почему так сложилось?— Во-первых, это естественно — больше торговать с ближайшими соседями. Сертификационные требования к товарам в России и краях СНГ близки. И те предприятия, которые в соседних странах были построены по советским технологиям, сильно заточены под оборудование из России.— В какие регионы вселенной Россия может существенно увеличить поставки?— Масштабы двусторонней торговли зависят от объёма рынка партнёров и их географической близости. Потому для нас самые естественные адреса сотрудничества — Европа и Китай, у которого, правда, есть один минус — удалённость от середин российской обрабатывающей промышленности. Латинская Америка, связи с которой в последние годы активизировались, ещё дальше, а рынок её гораздо меньше европейского и китайского. И уж точно в число тех партнёров, которые помогут России удвоить экспорт, не входит Африка, тяни рынок которой в мировой экономике занимает считаные проценты.

Подробнее читайте на aif.ru

Leave a Reply