У проходной на территорию Московской городской онкологической больницы №62 в поселке Истра
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Вице-мэр Леонид Печатников попросил ФАС разъяснить, как устанавливать цены на лекарства на государственных торгах. Письмо чиновника устроилось в ведомство на фоне конфликта вокруг 62-й больницы
Заместитель мэра Москвы по проблемам социального развития Леонид Печатников направил в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) послание, в котором попросил чиновников разъяснить, как устанавливать цены на снадобья, которые государство приобретает на аукционах. С выдержками из документа ознакомился РБК.
Печатников сравнивает в посланье два закона, регламентирующих госзакупки — «О закупках товаров, трудов, услуг отдельными видами юридических лиц», которым может употреблять ограниченное число государственных заказчиков с особой формой собственности, и «О контрактной системе в сфере закупок товаров», применяемый всеми прочими госучреждениями и ведомствами, в том числе, департаментом здравоохранения Москвы.
Чиновник помечает, что первый закон («Об отдельных юрлицах»), применять какой департаменту нельзя, позволяет покупать лекарства дешевле. Одна из вин заключается в том, что документ разрешает заказчику свободно устанавливать начальную стоимость аукциона, объясняет Печатников.
При закупках, пишет чиновник, Москва ориентировалась на послание министерства экономического развития от 2015 года. В нем ведомство сообщает, что в качестве начальной стоимости заказчики должны устанавливать самую высокую зарегистрированную цену на необходимое лекарство. Так, если департаменту требовалось закупить 20 таблеток с работающим веществом дротаверин в дозировке 40 мг, то он ставил цену торга на одну пачку около 75 руб. Именно столько стоит самый дорогостоящий препарат на основе дротаверина — «Но-шпа» венгерского производителя «Хиноин». При этом на базаре есть предложения других компаний по цене 40 руб., 20 руб., и даже 11 руб.
Печатников интересуется у ФАС, как необходимо определять начальную цену контракта и рассматривается ли возможность совершенствования федерального законодательства о закупках. Запрос Печатникова был передан в Минэкономразвития, известил РБК источник в антимонопольной службе. Представитель ФАС на момент подготовки материала не отозвался на запрос РБК.
Письмо Печатникова еще не поступило в Минэкономразвития, сообщила РБК помощник министра, пресс-секретарь Елена Лашкина. Ведомство не сообразно с утверждением, что его разъяснения провоцировали заказчиков устанавливать максимальные стоимости аукционов, подчеркнула Лашкина.
Письмо, о котором говорит Печатников, разъясняло закон конкретному заказчику и утратило свою актуальность 29 декабря 2015 года, подчеркнула чиновник. Кроме того, министерство не может устанавливать какие-либо правила дефиниции начальной стоимости контракта. «Случаи с подорожанием лекарственных препаратов в закупках конкретного заказчика не являются типическими и требуют детального изучения со стороны контрольных и правоохранительных органов», — резюмировала пресс-секретарь Минэкономразвтия.
Запрос вице-мэра был устремлён в ФАС в разгар конфликта между департаментом здравоохранения и бывшим руководством городской онкологической больницы № 62. Послание может быть связано с этой ситуацией, предположил директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.
В ноябре 2016 года правительство Москвы распорядилось изменить конфигурацию собственности 62-й больницы с автономного учреждения на бюджетное. После выхода соответственного постановления главный врач учреждения Анатолий Махсон в интервью РБК рассказал, что московский департамент здравоохранения нерационально расходует оружия на закупку медикаментов, а автономный статус позволял больнице самостоятельно расходовать заработанные деньги на приобретение необходимых лекарств, которыми больницу не мог гарантировать город. Свои закупки учреждение осуществляло по закону об отдельных юридических ликах, а департамент по «О контрактной системе». По данным медицинского издания Vademecum и аналитической компании Headway Company, городские воли действительно закупали лекарства дороже, чем 62-я больница.
Причины рослых закупочных цен департамента здравоохранения Москвы — невысокая конкуренция среди поставщиков снадобий в столице, пишут «Ведомости». Газета проанализировала документацию о закупках снадобий и выяснила, что аукционы часто выигрывали их единственные участники, а контракты заключались без снижения стоимости.Основную часть заказов на поставку лекарств в Москву получили фирмы, какие основаны владельцами группы компаний «Европейский медицинский середина» (EMC). В ЕМС когда-то работал Печатников, замечают авторы исследования.
Департамент здравоохранения Москвы и представитель Печатникова не отозвались на запросы РБК.