Налоговый ребус-2018: россиянам угрожают неприятные сюрпризы
Как изменится российский фискальный пейзаж после выборов
фото: Геннадий Черкасов
Обстоятельства фискальной задачи
Налоги точно касаются каждого. Их, природно, никто не любит — даже тот, кто с жаром собирает их с других, наверняка сам платит их вовсе не с блаженной усмешкой на лице. Но все понимают, что это неизбежность. Другой вопрос, какими должны быть налоги?
Не невзначай налоги вводятся, отменяются или видоизменяются законами. Исторически это ограничение аппетитов воли — когда-то королей, а потом правительств. И это же — признание того, что конкретный вид налогов должен сделаться результатом согласия в обществе: ведь законы принимают избранные представители этого общества. Дальней, правда, в дело вступают особенности конституционного строя, политика и политтехнологии. В России, при дробной смене правительств в 90-е годы прошлого века, проводимая налоговая политика никогда не приводила к заявленным итогам. О чем остается только пожалеть.
Задача налогов — наполнять бюджет. Но наполнять можно по-разному. Во всех учебниках по экономике говорится о том, что налоги должны выполнять и стимулирующую роль. То кушать они должны поощрять, а не давить рост экономики, способствуя улучшению ее структуры. Но учебники пишутся для студентов, а не для политиков и чиновников. Самый заключительный пример не из учебника. В России вот-вот будет запущен длинные годы варившийся на политической кухне налоговый маневр в нефтяной области. В результате в этом маневре напрочь отсутствует такой, представлялось бы, обязательный элемент, как стимулирование нефтепереработки, то есть отход отечественного ТЭКа от сугубо сырьевой специализации.
Сейчас попробуем заглянуть в ближайшее будущее российских налогов. Первая вводная: нас давным-давно предупреждали, что до президентских выборов налоговое бремя расти не будет. С популярными оговорками (рост акцизов, которые те же налоги, хотя формально ими не являются, штрафов и иных «неналоговых» платежей) обещание сдержали. Но сама постановка с учетом исторического эксперимента читалась так: раз до выборов налоги не вырастут, то уж после них — начнется… Потому, когда еще в мае 2016 года появились утечки о подготовке увеличения подоходного налога в облике отказа от его плоской шкалы, то особого удивления это не вызвало. Однако воля на всех уровнях выступила с опровержением. Изменения, конечно, могут случиться, но в этом году плоская шкала остается непоколебимой.
Тогда откуда же ожидать подвоха? После выборов — значит, простор для роста налогов открывается после 2018 года. На Гайдаровском форуме в январе 2018-го министр финансов Антон Силуанов, с одной сторонки, заверял, что налоги в этом году расти не будут. С иной стороны, он там же говорил: «Правительство не предполагает увеличения налогового бремени на предстоящие годы». Запомнить стоит и то, и иное. Как и то, что пару лет назад, когда до президентских выборов было еще вдали, Силуанов предупреждал, что рост налогов возможен после 2018 года. И самое основное признание министра финансов: по итогам 2017 года фискальная нагрузка на экономику в цельном составила 30,8% ВВП, что чрезмерно и поэтому снижает российскую конкурентоспособность. Эта оценка остается, что бы и когда бы ни случилось с налогами дальше.
В качестве второй вводной выберем оптимистичный сценарий — налоговая нагрузка не возрастёт «в предстоящие годы». Но это в целом. В частности, же нас ожидает большой налоговый маневр. Тут уместно вспомнить, что именно Силуанов говорил об отдельных элементах налоговой нагрузки: «30% одних страховых взносов! Я уж не сообщаю про НДС, про подоходный налог. В других странах нет такой нагрузки».
Неплохо сказал! Проникновенно, как будто буквально только что узнал о том, сколько «тянут» налоги. А теперь вспомним: еще в прошлом году Минфин и Минэкономразвития согласовали налоговый маневр. Это сокращение страховых взносов с 30 до 22% при компенсирующем росте НДС с 18 до 22%. Как уверены в Минфине, в итоге общая нагрузка на бизнес не увеличится. Но и не уменьшится. Тогда что за маневр? Резон — борьба с зарплатами «в конвертах» и, соответственно, рост сбора подоходного налога. Он пополнит региональные бюджеты, федеральный возьмет «свое» за счет роста НДС.
Две сторонки одного маневра
Как хотите, а маневр странный. Во-первых, раз налоговая нагрузка не меняется, то в мочи остается оценка министра финансов: сегодня она чрезмерна для конкурентоспособности. Во-вторых, когда ему выгодно, Минфин становится в позу пуриста: акцизы — никакие не налоги и тому подобное буквоедство. А тут рост ставки НДС, одного из столпов федерального бюджета, уравновешивает сокращение платежей в Пенсионный и социальные фонды, какие — внимание! — по закону считаются внебюджетными.
Конечно, Антон Силуанов может быть недоволен тем, что сборы в социальные фонды в мишенях экономии и лучшего администрирования собирают налоговики. Но в то же время налоговый маневр раскрывает секрет Полишинеля — собственно федеральный бюджет является якорной стоянкой всех «внебюджетных» социальных фондов.
Но тему «компенсации» можно продолжить, поворотив ее по-другому. Ведь, в конце концов, важен не сбор налогов сам по себе и не их «взаимовыручка». Суть в том, на что шагают бюджетные средства. То есть главная тема — не какой налог какой сбор компенсирует, а какие новоиспеченные расходы «компенсируются» новыми налоговыми поступлениями.
Помощник президента Андрей Белоусов, как почитается, поддерживает идеи повышения вложений в человеческий капитал (образование, здравоохранение, наука) и в инфраструктурные проекты. Это же суть новоиспеченной экономической стратегии, по версии Алексея Кудрина и ЦСР. Но для расширения расходов на эти великодушные цели нужны новые доходы. Откуда они возьмутся?
Ответ первоначальный: от сокращения других расходов. Но здесь простор ограничен. В этом году военные затраты уже сокращены (а это крупнейший блок расходов наряду с социальными), и новоиспеченное масштабное сокращение вряд ли последует.
Ответ второй: из новоиспеченных источников. В ЦСР предлагают шире использовать приватизацию. В России, по расчетам ЦСР, часть госсектора в ВВП (включая доли в компаниях с госучастием, ГУПы и сектор госуправления) с 2006 по 2016 годы вытянулась с 39,6 до 46%. Стоимость компаний с госучастием в России в 2015 году составила $175 млрд. Вроде бы кушать что приватизировать. Но санкции ограничивают участие западных капиталов в приватизации, а без них эффект может не обелить ожиданий.
Есть и такой новый источник доходов, как выход экономики из тени. Но и он узко годен. Снижение в рамках налогового маневра социальных платежей может потребовать рост поступлений подоходного налога, но рост ставки НДС может принудить уйти в тень ряд предприятий.
И наконец, налоговые поступления. Налоговый маневр обещает рост сборов подоходного налога и НДС. А это увеличение возможностей и федерального, и региональных бюджетов.
Льготный этап
Остаемся оптимистами. Есть основания считать, что начало заворота в пользу растущих расходов на развитие человеческого капитала и крупные инфраструктурные проекты реально. Каналы поступления бюджетных доходов для этого наименованы. Если таково ядро будущей экономической стратегии, то с точки зрения налогов основное ближайшее нововведение — маневр со снижением социальных взносов и ростом НДС.
А что на провинции? Обратимся к тем налоговым нововведениям, которые касаются обычных граждан. Нам всегда говорят, что в Налоговом кодексе слишком много льгот, но пока являются новые — такова уж специфика предвыборного периода. Например, в декабре 2017 года Владимир Путин на большенный пресс-конференции пообещал освободить от уплаты земельного налога на дачные участки всех пенсионеров по старости. Это уже закон — пп. 8 п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ. Немало того, новая льгота применяется с обратной силой — с 2017 года. Пенсионер, обладатель земельного участка в 6 соток, полностью освобождается от уплаты налога. Если же участок вяще, то из его размера вычитают 6 соток, а на оставшееся начисляют налог. То же самое и в случае, если аграрных участков несколько.
На той же пресс-конференции было обещано списание налоговых долгов граждан. Слово уже выполнено в ст. 12 ФЗ от 28.12.2017 г. №436-ФЗ «О внесении изменений в доли 1 и 2 Налогового кодекса РФ…». По подсчетам законодателей, эта налоговая помилование (не путать с амнистией на возвращающиеся в Россию капиталы) коснется 42 млн россиян. Будет скатана недоимка (слово, будящее ассоциации с крепостным правом) по состоянию на 1 января 2015-го совместно с начисленными пенями и штрафами. Все должно быть сделано самодействующи.
Еще готовится законопроект, по которому при найме жилья можно будет получать налоговый вычет. Сумма, с какой его можно получить (13% от затраченного), определена в 2 млн руб. в год, но для получения налогового вычета соглашение найма должен быть заключен на срок свыше года и зарегистрирован в Росреестре.
Ну и, наконец, совершенно недавно правительство одобрило освобождение от НДФЛ ежемесячных выплат в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка.
Не то чтобы существовать стало лучше и веселее — экономика расслабляться не дает, но президентским выборам (и, разумеется, ценам на нефть) стоит сказать спасибо уже за то, что налоговый пресс пока послан на профилактику.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Анна Кокорева, замдиректора аналитического департамента «Альпари»:
«На льющийся момент Государственная дума рассматривает законопроект о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физиологических лиц. Речь идет о том, чтобы ставка в 13% действовала для граждан, какие получают менее 24 млн рублей в год. Для тех же, кто зарабатывает больше показанной суммы, ставка составит 18%. С большой долей вероятности этот законопроект будет одобрен и поддержан населением страны, так как фактически затрагивает лишь богатые слои населения. Рядового гражданина нововведения не коснутся, а вот тем, кто имеет существенные доходы, придется платить в казну вяще. От этого выиграет бюджет РФ, так как налоговые поступления увеличатся. Иных радикальных изменений в налоговом законодательстве после президентских выборов я не ожидаю».
Санкции . Хроника событий
Получайте куцую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.