Нам такие пути дороги
Где и когда построят в Москве новые развязки и эстакады?
фото: Наталья Мущинкина
Новоиспеченное кольцо длиной 232 км
Каждое лето автомобилисты клянут строителей. Нынешнее не исключение. Но ругать путевые катаклизмы все-таки приятней, чем природные…
В связи с реконструкцией Варшавского шоссе вплоть до Новоиспеченного года будет затруднено движение в Южном Бутове. Стройка Северо-Западной хорды до 1 сентября «съело» одну полосу на участке от Щелковского шоссе до Большенный Черкизовской. Остается набраться терпения. Эксперты в один голос сообщают: без расширения существующих дорог и строительства новых Москва осуждена на транспортный коллапс.
В этом году в столице намечено выстроить 93 км дорог, 26 эстакад, тоннелей и мостов, а также 20 пешеходных переходов. У главы Департамента стройки Москвы Андрея Бочкарева опасений за судьбу этих планов нет. По факту, уверяет его первоначальный заместитель Петр Аксенов, из запланированных 93 построено уже 70 километров путей. Сейчас оформляется документация на их ввод в эксплуатацию. В отношении 10 транспортных сооружений (эстакад, тоннелей и мостов, а также 13 пешеходных переходов) процедура эта уже завершена.
Завершен также первоначальный этап реконструкции Калужского шоссе — от 20‑го до 29‑го километра автодороги А‑101, ведущей до рубежи с Белоруссией. Здесь построено более 8 км основной трассы Калужки, возле 12 км боковых проездов и 4,5 км съездов транспортных развязок. Строители также возвели 4 тоннеля, 3 эстакады и 3 моста сквозь реку Сосенку, 2 пешеходных моста и 5 подземных переходов. Сейчас продолжается другой этап реконструкции магистрали — от деревни Сосенки до 49‑го километра Калужского шоссе. На этом участке выстроят и реконструируют 26,6 км дорог. А самое главное, на пересечении Калужки и строящейся ЦКАД покажется мощная развязка.
На прошедшем Московском урбанфоруме было заявлено, что в столице завершается создание новоиспеченного транспортного кольца длиной около 232 км, которое сформируют Северо-Западная, Северо-Восточная хорды и Полуденная рокада. Оно свяжет в единую систему вылетные магистрали, Третье транспортное перстень, МКАД и улично-дорожную сеть районов с выездами на МЦК и Третий пересадочный очертание метрополитена. Это самый масштабный улично-дорожный проект в городе, реализация какого в самом разгаре.
Недавно сдан участок Северо-Западной хорды от Аминьевского шоссе до развязки с улицей Генерала Дорохова и все транспортные сооружения на этом участке. До крышки года будет построена сама эта развязка — и хорда дойдет уже до МКАД. Продолжают строить и Северо-Восточную хорду — на участке очутившегося неподъемным в финансовом плане для города бывшего четвертого транспортного перстни от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе и на участке от Измайловского шоссе до Щелковского.
— Четвертое транспортное перстень для города очень нужно, — говорил на заре московской дорожно-транспортной революции глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. — Но не за триллион рублей, в какие оно по факту могло обойтись! Поэтому мы нашли другие, немало дешевые решения, которые улучшат транспортную ситуацию.
Большинство экспертов соглашаются с таким подходом, полагая, что при существующей плотности застройки мастерить в Москве новые дорожные радиусы крайне сложно и весьма дорого. Поэтому при принятии дорожно-транспортных решений столичные воли предложили учитывать соотношение цена–качество. Понимая, сколько потрачено и что будет на выходе.
Принципиальной при этом является увязка с иными видами транспорта. Именно автодорогами предполагается связать тот пассажиропоток, какой недоберут метро и МЦК.
Щелчок по носу
Направлением главного удара изначально разрешено было выбрать вылетные магистрали, к реконструкции которых приступили пять лет назад. По ним подвигается основной поток транспорта. Цель состояла в том, чтобы на всех ведущих из города линиях увеличить пропускную способность и наладить беспрепятственное движение социального транспорта. С некоторым запозданием цель эта все-таки достигнута.
Основным «опозданцем» сделалось Щелковское шоссе, полноценное движение по которому откроют в сентябре — сквозь три года после первоначально намеченных планов. Реконструкция Щелчка сделалась самой длительной из всех вылетных магистралей. Компания «Трансстрой», избранная подрядчиком по этому проекту, явно переоценила свои возможности, и ее пришлось переменить на компанию «Горизонт». И хотя смена подрядчика на итоговой стоимости трудов — 9,8 млрд рублей, по уверениям столичных властей, не сказалась, собственно Щелковское шоссе на протяжении последних лет портило общую статистику путевого строительства в Москве.
Эта тема стала лидером по количеству сетований и обращений донельзя утомленных пробками жителей ВАО. Вокруг нее формировались всевозможные социальные советы, пиарились депутаты, кипели страсти в соцсетях. Сложности с реализацией проекта столичные воли объясняли в основном тем, что пришлось столкнуться с необходимостью перекладки большенного объема инженерных коммуникаций. Только водоводов здесь было переложено почти 20 км. Все это так, но истинные вина долгостроя ряд экспертов все же склонны искать в неудачном выборе ответственного подрядчика и кое-каких просчетах в проектировании. Скажем, не все считают оправданным строительство на Щелковском шоссе такого числа эстакад. Еще в 2012 году, когда реконструкция только начиналась, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин предупреждал, что эстакады не вечно эффективны в борьбе с пробками.
И тем не менее длившаяся пять лет реконструкция Щелчка завершается. Сейчас идет ускоренное благоустройство прилегающей территории. Итого в рамках проекта построено и реконструировано около 22 км путей. Само шоссе расширили, появилось пять новых подземных пешеходных переходов, свыше десятка километров добавочных разгонных полос и боковых съездов.
Но мало реконструировать вылетные магистрали, надо побеспокоиться и о связках между ними. Основная из этих связок — МКАД. За заключительные четыре года, отмечают в столичном Департаменте строительства, модернизированы все развязки на пересечении Кольцевой автодороги с вылетными магистралями. Заключительнее и самой сложной из них стала развязка с Профсоюзной улицей. Кроме переноса двух высоковольтных ЛЭП сложность была и в самом проекте развязки. Она связывает не только Калужское шоссе и Профсоюзную улицу, но еще выезд на Ленинский проспект и крупные столичные зоны Ясенево и Теплый Стан. Однако все сложности уже позади. Две разворотные эстакады и тоннель в составе этой развязки тоже отворят в сентябре.
На днях принято решение и о строительстве новой путевой связки между Волгоградским и Рязанским проспектами. В общем, вяще связок — хороших и разных!
На особом контроле
Новая Москва — одинешенек из приоритетов дорожного строительства. Ее транспортным каркасом станут Калужское и Киевское шоссе, а также федеральная линия М‑2 «Крым». Не меньшее значение для развития транспортной инфраструктуры Новоиспеченной Москвы имеет Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). Она призвана разрешить сразу несколько задач. Прежде всего это перенаправление транзитного транспорта в обход столицы. Воспользовавшись ЦКАД и иными поперечными связками, можно будет, не проникая слишком бездонно на московскую территорию, продолжить движение в нужном направлении.
За минувшие пять лет в Троицком и Новомосковском округах (ТиНАО) выстроили более 60 км дорог. Строится еще 10 дорог. К 2021 году итого намечено построить около 250 км.
Причем на присоединенных территориях развивается и здешняя дорожная сеть. Скажем, чтобы жители сообщающихся территорий в Новоиспеченной Москве не выезжали на то же Калужское шоссе, нужны новые развязки, какие позволят, минуя его, проехать напрямую. В данном случае должны трудиться местные транспортные коммуникации. И они постепенно появляются. Например, 31 июля отворено автомобильное движение по новой дороге от Боровского шоссе до Троицка. В ближайшие годы она обойдет этот город и дотянется до Калужского шоссе, то кушать появится еще одна поперечная связка. У Калужки будет соединительная развязка и с ЦКАД. Кроме того, планируется выстроить участок дороги длиной 2,2 км от поселка Кокошкино до Минского шоссе и путепровод сквозь Белорусское направление МЖД в поселок Жаворонки.
В этом году намечено отдать и первый участок новой 16‑километровой магистрали от федеральной пути М‑3 «Украина» до трассы, соединяющей поселок Коммунарка с аэропортом «Остафьево». Стоимость трудов на первом этапе составит около 5,5 млрд рублей, на втором — чуть немало 3 млрд.
Всего же, по оценке главы столичного Департамента развития новоиспеченных территорий Владимира Жидкина, на дорожно-транспортное развитие ТиНАО до 2035 года потребуется не менее 1 трлн рублей. Это позволит создать серьезную транспортную инфраструктуру, где приоритет будет за социальным транспортом и скоростными внеуличными видами пассажирских перевозок. Новоиспеченная транспортная схема свяжет между собой основные «точки роста» на присоединенных территориях, а также гарантирует надежные и быстрые коммуникации со старой Москвой. По словам Жидкина, долгосрочная программа развития новоиспеченных территорий предусматривает создание более 70 км линий и почти 30 новоиспеченных станций метро, 178 км трамвайных путей, в том числе 140 км скоростных, 25 транспортно-пересадочных узлов, свыше 60 развязок и путепроводов.
За путепроводы, уместно, взялись первым делом. Скорейшая ликвидация мучительного стояния автомобилистов у железных путей — в приоритетах столичного стройкомплекса. В первом полугодии запущено движение по путепроводам на железнодорожных переездах в зоне станций Щербинка и Переделкино. Недавно открыто движение по эстакаде в зоне станции Кокошкино. Во втором полугодии построят путепроводы на 36‑м километре Киевского курсы МЖД (станция Крекшино) и в Южнопортовом районе на МЦК. Кроме того, на МЦК завершится реконструкция Богородского путепровода.
Закатали протоки
Как сообщили «ЭВ» в пресс-службе столичного стройкомплекса, за последние шесть лет длина путей в Москве выросла на 12,5%, а количество транспортных сооружений — мостов, тоннелей и эстакад — на 26%. Кроме того, в ближайшие три года в столице планируется построить еще 475 км дорог, 103 транспортных сооружения и 63 внеуличных пешеходных перехода.
С учетом того что часть частных инвестиций в этих проектах невысока, остается пожелать, чтобы на все это в бюджете достало средств.