Чтобы поднять экономику, важно найти триллионы рублей на реализацию крупных проектов.
Долгосрочные инвестиции на срок от 3 лет именуют длинными деньгами. В России они есть. Нужно только, чтобы наш Центробанк перестал сидеть на «сундуке с золотом» и выполнил свои ровные обязанности по финансированию экономики.Академик Российской академии наук Абел Аганбегян Профессор Финансового университета, гл. директор по финансам ИЭФ Михаил Ершов «Для уверенного роста инвестиций экономике необходимы длинные деньги. Это прямая обязанность Банка России», – заявил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию 15 января 2020 г. Восемь лет назад в послании Совфеду он сообщал то же самое. В ответ вложения в основной капитал со стороны предприятий и организаций, контролируемых государством, сократились за три года на 26%. Это возле половины всех инвестиций в экономику. К тому же ухудшился инвестклимат, из России начался отток капитала. Тянет экономику книзу и прогрессирующее старение основных фондов. Что же делали правительство и ЦБ? Покупали доллары и евро в резервы, достигшие ныне уже 575 млрд долл. Но крупные закупки валюты изымали из экономики те самые длинные деньги. Приятно сидеть на «сундуке, набитом золотом, долларами и евро», но стоимость этого удовольствия – замедление развития экономики и соцсферы. Многие годы рост нашей экономики финансировался за счёт внешних займов и экспортной выручки, прежде итого от нефти и газа. В условиях санкций и упавших цен на сырьё главным источником денег становится внутренний финансовый рынок. Но его возможности используются нехорошо. В развитых странах 30–50% всех инвестиций в основной капитал составляют банковские кредиты, в развивающихся – 20–30%, а в РФ – итого 8–10%. Наши банки выдают деньги на относительно короткие сроки, что затрудняет реализацию долгосрочных проектов. И процентные ставки рослые: цена денег часто выше, чем доходность, которую обещает проект. И вообще наша банковская система отшатнулась от задач социально-экономического роста страны.По какому пути идти?Основные источники длинных денег в развитых краях – пенсионные фонды, страховые компании и рынок облигаций. Но первоочередную роль играют длинные деньги, которые формируются национальными центробанками. Увы, эти основные каналы у нас ничтожны.Например, доля госбумаг в эмиссии нацвалюты в РФ меньше чем 2%. А в США и Японии на них приходится 80–95%. ЦБ этих стран покупают облигации, выпущенные их минфинами. Причём до крышки 1980-х гг. это делалось напрямую, а позднее – через коммерческие банки, получающие за посредничество комиссию. Покупая госбумаги, ЦБ осуществляет целевую эмиссию – произнесём, на ипотеку, малый бизнес, региональные программы. В результате дополнительные деньги попадают в экономику в основном через госрасходы бюджета или сквозь финансирование со стороны спецагентств. Так экономика получает длинный целевой кредит – как правило, на 30–40 лет. Купленные Центробанком бумаги хранятся у него в течение итого срока. А когда он заканчивается, часто происходит новая эмиссия и покупка новых бумаг, что делает процесс поддержания долгих целевых ресурсов в экономике бессрочным.В России потенциал этого важного инструментария остаётся неиспользованным. Могут возразить: Минфин РФ спускает облигации федерального займа (ОФЗ), сроки которых превышают 10 лет. Они пользуются спросом у коммерческих банков. Однако это не способствует удлинению финансовых ресурсов в реальной экономике, т. к. покупка банками ОФЗ означает изъятие денежек из экономики, в том числе длинных. Где найти эти длинные?Задача номер один – заинтересовать частный бизнес в увеличении инвестиций в родимую страну. По оценке Boston Consulting Group, частное богатство россиян составляет 1,6 трлн долл., или 90% ВВП края за 2019 г. Более четверти этого богатства (400 млрд долл.) – в офшорах. Чтобы эти деньги начали возвращаться, надо завести новые стимулы для предприятий.Освободить от налога часть прибыли, из которой формируется около половины частных инвестиций, что даст 1 трлн руб.В 1,5–2 раза сжать амортизационные сроки, что позволит получить ещё 1 трлн.Обеспечить допинвестиции за счёт предоставления бизнесу низкопроцентных инвесткредитов под 2–4% годичных. На техническое перевооружение производства и жилищное строительство такие деньги следует выдавать на срок до 5 лет. До 10 лет необходимо кредитовать проекты по вводу новоиспеченных высокотехнологичных мощностей и до 20 лет – проекты в области новой транспортно-логистической инфраструктуры и профобразования граждан. Для этого предстоит дальней снижать ключевую ставку ЦБ и в случае необходимости доплачивать банкам недостающие проценты.Установить налоговую паузу на этап техперевооружения и ввода новых мощностей, ввести таможенные и административные льготы.Массовое техперевооружение базовых отраслей экономики надо приступить уже с 2021–2022 гг. Эти программы должны охватить машиностроение, энергетику, химпромышленность, транспорт, строительство, сельское с/х. Потенциал резервовКакие ещё ключи есть? Можно брать длинные деньги из золотовалютных резервов (с последующим возвратом). В мировой практике достаточными почитаются резервы, покрывающие 3-месячный импорт страны. В РФ их объём таков, что можно покрыть импорт за 16 месяцев. Потому из 575 млрд долл., в которые золотовалютные резервы оцениваются сегодня, для обеспечения безопасности достаточно забронировать 300 млрд. ФНБ, составляющий 155 млрд и являющийся долей резервов, стоит использовать по его прямому назначению – на восстановление благосостояния людей. А оставшиеся 120 млрд долл. реально устремить в экономику, занимая в год по 15–20 млрд в виде инвесткредитов на возвратной основе.Необходимо также наращивать ресурсы долгих денег в банковской системе и внебанковском рыночном секторе – в накопительном пенсионном фонде и в паевых фондах, в страховании и в облике облигаций. Эти сферы у нас самые отсталые. Доля внебанковских рыночных фондов в РФ около 10% ВВП, а гособлигаций – 15%. В то пора как в развитых странах она ВВП превышает, а во многих развивающихся странах составляет 30–50% ВВП.Фондовый рынок РФ во многом является спекулятивным, поскольку основан на куцых деньгах. Поэтому в кризис 1998 г. он упал в 10 раз, а в кризис 2008–2009 гг. – в 5 раз. Надо его преобразовать, вложив порядочную долю длинных денег в реальную экономику и сформировав по примеру других рыночных стран рынок капитала, откуда также можно черпать порядочные инвестиции.
Подробнее читайте на aif.ru