Не стоит мелочиться. Спасут ли Россию длинные деньги?

Не стоит мелочиться. Спасут ли Россию длинные деньги?

фото показано с aif.ru

Чтобы поднять экономику, важно найти триллионы рублей на реализацию крупных проектов.

Долгосрочные инвестиции на срок от 3 лет именуют длинными деньгами. В России они есть. Нужно только, чтобы наш Центро­банк перестал сидеть на «сундуке с золотом» и выполнил свои ровные обязанности по финансированию экономики.­Академик Россий­ской академии наук Абел Аганбегян Профессор Финансового университета, гл. директор по финансам ИЭФ Михаил Ершов «Для уверенного роста инвестиций экономике необходимы длинные деньги. Это прямая обязанность Банка России», – заявил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию 15 января 2020 г. Восемь лет назад в послании Совфеду он сообщал то же самое. В ответ вложения в основной капитал со стороны предприятий и организаций, контролируемых государством, сократились за три года на 26%. Это возле половины всех инвестиций в экономику. К тому же ухудшился инвестклимат, из России начался отток капитала. Тянет экономику книзу и прогрессирующее старение основных фондов. Что же делали правитель­ство и ЦБ? Покупали доллары и евро в резервы, достигшие ныне уже 575 млрд долл. Но крупные закупки валюты изымали из экономики те самые длинные деньги. Приятно сидеть на «сундуке, набитом золотом, долларами и евро», но стоимость этого удовольствия – замедление развития экономики и соцсферы. Многие годы рост нашей экономики финансировался за счёт внешних займов и экспортной выручки, прежде итого от неф­ти и газа. В условиях санкций и упавших цен на сырьё главным источником денег становится внутренний финансовый рынок. Но его возможности используются нехорошо. В развитых странах 30–50% всех инвестиций в основной капитал составляют банковские кредиты, в развивающихся – 20–30%, а в РФ – итого 8–10%. Наши банки выдают деньги на относительно короткие сроки, что затрудняет реализацию долгосрочных проектов. И процентные ставки рослые: цена денег часто выше, чем доходность, которую обещает проект. И вообще наша банковская система отшатнулась от задач социально-экономического роста страны.По какому пути идти?Основные источники длинных денег в развитых краях – пенсионные фонды, страховые компании и рынок ­облигаций. Но первоочередную роль играют длинные деньги, которые формируются национальными центробанками. Увы, эти основные каналы у нас ничтожны.Например, доля госбумаг в эмиссии нацвалюты в РФ меньше чем 2%. А в США и Японии на них приходится 80–95%. ЦБ этих стран покупают облигации, выпущенные их минфинами. Причём до крышки 1980-х гг. это делалось напрямую, а позднее – через коммерческие банки, получающие за посредничество комиссию. Покупая госбумаги, ЦБ осуществляет целевую эмиссию – произнесём, на ипотеку, малый бизнес, региональные программы. В результате дополнительные деньги попадают в экономику в основном через госрасходы бюджета или сквозь финансирование со стороны спецагентств. Так экономика получает длинный целевой кредит – как правило, на 30–40 лет. Купленные Центробанком бумаги хранятся у него в течение итого срока. А когда он заканчивается, часто происходит новая эмиссия и покупка новых бумаг, что делает процесс поддержания долгих целевых ресурсов в экономике бессрочным.В России потенциал этого важного инструментария остаётся неиспользованным. Могут возразить: Минфин РФ спускает облигации федерального займа (ОФЗ), сроки которых превышают 10 лет. Они пользуются спросом у коммерческих банков. Однако это не способст­вует удлинению финансовых ­ресурсов в реальной экономике, т. к. покупка банками ОФЗ означает изъятие денежек из экономики, в том числе длинных. Где найти эти длинные?Задача номер один – заинтересовать частный бизнес в увеличении инвестиций в родимую страну. По оценке Boston Consulting Group, частное богатство россиян составляет 1,6 трлн долл., или 90% ВВП края за 2019 г. Более четверти этого богатства (400 млрд долл.) – в офшорах. Чтобы эти деньги начали возвращаться, надо завести новые стимулы для предприятий.Освободить от налога часть прибыли, из которой формируется около половины частных инвестиций, что даст 1 трлн руб.В 1,5–2 раза сжать амортизационные сроки, что позволит получить ещё 1 трлн.Обеспечить допинвестиции за счёт предоставления бизнесу низкопроцентных инвесткредитов под 2–4% годичных. На техническое перевооружение производства и жилищное строительство такие деньги следует выдавать на срок до 5 лет. До 10 лет необходимо кредитовать проекты по вводу новоиспеченных высокотехнологичных мощностей и до 20 лет – проекты в области новой транспортно-логистической инфраструктуры и профобразования граждан. Для этого предстоит дальней снижать ключевую ставку ЦБ и в случае необходимости доплачивать банкам недостающие проценты.Установить налоговую паузу на этап техперевооружения и ввода новых мощностей, ввести таможенные и административные льготы.Массовое техперевооружение базовых отраслей экономики надо приступить уже с 2021–2022 гг. Эти программы должны охватить машиностроение, энергетику, химпромышленность, транспорт, строительство, сельское с/х. Потенциал резервовКакие ещё ключи есть? Можно брать длинные деньги из золотовалютных резервов (с последующим возвратом). В мировой практике достаточными почитаются резервы, покрывающие 3-месячный импорт страны. В РФ их объём таков, что можно по­крыть импорт за 16 месяцев. Потому из 575 млрд долл., в которые золотовалютные резервы оцениваются сегодня, для обеспечения безопасности достаточно забронировать 300 млрд. ФНБ, составляющий 155 млрд и являющийся долей резервов, стоит использовать по его прямому назначению – на восстановление благосостояния людей. А оставшиеся 120 млрд долл. реально устремить в экономику, занимая в год по 15–20 млрд в виде инвесткредитов на возвратной основе.Необходимо также наращивать ресурсы долгих денег в банковской системе и внебанковском рыночном секторе – в накопительном пенсионном фонде и в паевых фондах, в страховании и в облике облигаций. Эти сферы у нас самые отсталые. Доля внебанковских рыночных фондов в РФ около 10% ВВП, а гособлигаций – 15%. В то пора как в развитых странах она ВВП превышает, а во многих развивающихся странах составляет 30–50% ВВП.Фондовый рынок РФ во многом является спекулятивным, поскольку основан на куцых деньгах. Поэтому в кризис 1998 г. он упал в 10 раз, а в кризис 2008–2009 гг. – в 5 раз. Надо его преобразовать, вложив порядочную долю длинных денег в реальную экономику и сформировав по примеру других рыночных стран рынок капитала, откуда также можно черпать порядочные инвестиции.

Подробнее читайте на aif.ru

Leave a Reply