Небывалый урожай выйдет боком аграриям и потребителям

Невиданный урожай выйдет боком аграриям и потребителям

Собранное семя некуда девать

Небывалый урожай выйдет боком аграриям и потребителям
фото: Сергей Иванов

Урожай зерновых вытянулся на 10%, сообщил министр сельского хозяйства Александр Ткачев. На сегодняшний день скоплено уже 105 млн тонн зерна. «Осень ещё может внести коррективы, острое похолодание и дожди могут не позволить собрать все, что созрело на полях, — подчеркнул министр. — Мы храним консервативный прогноз на урожай в размере 110 млн тонн семени. Это больше среднегодовых значений за последние пять лет».

Опасения министра сравнительно погодных условий, из-за непредсказуемости которых высок риск скопить не все, что выросло, не разделяют эксперты. «Даже несмотря на риски ненастья, собрать 80-90% зерна — вполне реальные ожидания, — убежден финансовый аналитик компании Gerchik&Co Виктор Макеев. — Немало того, уже по факту Донской регион оказался лидером по урожаю ранних зерновых, добившись 40 центнеров с гектара, Ростовская район бьёт свои же рекорды уже четвёртый год подряд».

Аналитики настроены еще немало оптимистично, чем сельскохозяйственное ведомство. Агентство «Прозерно» прогнозирует сбор урожая на степени, превышающем 130 млн тонн, а Российский зерновой союз (РЗС) — распорядка 127-129 млн тонн. Института конъюнктуры аграрного базара ожидает урожай в объеме от 128,5 до 131,5 млн тонн, где будет не немного 82 млн пшеницы. С их пророчеством согласен и аналитик ГК «Алор» Кирилл Яковенко: «Удобопонятно, что урожай в этом году даже несмотря на июньские заморозки побьёт все рекорды прошедших лет». Отметим, что в 2016 году сбор зерновых и зернобобовых цивилизаций в России составил рекордные 120,67 млн тонн.

Впрочем, эти агарные отрады не помогут беднеющему российскому потребителю сэкономить его «кровно заработанные». От переизбытка семени цены на мучные изделия вряд ли начнут падать. В цепочке ценообразования мучных и кондитерских продуктов чересчур много составляющих, и стоимость муки — лишь одна из них. «Тут фигурирует масса поставщиков, логистика, маркетинговые расходы… Это товары с добавленной стоимостью, а при стагнирующей экономике они не могут дешеветь даже при переизбытке семени. Возможно небольшое снижение скажется на хлебобулочной отрасли, но оно будет ничтожно немного», — отметил Яковенко.

Пока чиновники наперебой гордятся объемами зерновых, какие удается собрать, аграрии ломают голову, что со всем этим по-хорошему делать. По подсчетам РЗС, вместимость зернохранилищ в России составляет 120 млн тонн, немало 50% из которых дышат на ладан. Ежегодно реализовать тяни урожай не удается, а остатки накапливаются, занимая место свежего семени.

С учетом того зерна, которое планируется собрать в льющемся году, такие переходящие запасы увеличатся с 14,5 до 21,2 млн тонн. Добавим сюда еще запасы интервенционного фонда (механизм государственных интервенций — это когда страна закупает зерно у производителей при падении цен, а при росте его продает) и получим коллапс на базаре с дефицитом мощностей хранения пшеницы. Такая ситуация угрожает рядовым аграриям только одним сценарием – продавать урожай пока продается, рассчитывая не получить рослую прибыль, а лишь оправдать затраты и выдать зарплату пролетариям. «Проблема кроется в отсутствии частных инвестиций и в системных проблемах экономики, — подчеркнул Яковенко. — Окупается стройка крупных элеваторов в течение 5-7 лет, их выгодно сдавать в аренду аграриям, однако зачастую стоимость слишком высока, а объемы уже законтрактованы более крупными игроками».

Поддержать аграриям не вылететь в трубу может экспорт — но только по сниженной стоимости. Дело в том, что на мировом рынке сейчас избыток зерна, и продавцам доводится демпинговать. К слову, в российском зерне заинтересованы Турция, Марокко, Египет и иные страны.

Между тем, Александр Ткачев пообещал, что до октября Минсельхоз установит механизмы стабилизации цен на зерно. Речь идет как об интервенциях, на какие неизвестно, где изыскать средства, так и о стимулировании экспорта посредством субсидирования железнодорожных транспортирований из отдаленных регионов в порты.

Leave a Reply