
Посевная кампания очутилась под угрозой срыва из-за нехватки дизельного топлива.
Проблему нехватки дизельного топлива у российских аграриев предлагают решить запретом на вывоз нефтепродуктов и переводом сельхозтехники на газ. Эксперты aif.ru объяснили, если дефицит горюче-смазочных материалов сейчас не устранить, то возникнут сложности не только со сбором урожая, но и с севом озимых. Ситуация повлияет и на стоимости в магазинах.Две по цене трехРоссийские аграрии заявляют — такого резкого повышения цен на топливо за последние годы не было. Удорожание происходит каждые один-два дня, и нередко — необоснованно. «Остро ощущается не только дефицит ГСМ, но и удорожание. Сейчас дизтопливо там, где оно есть, стоит 64-65 рублей за литр. Еще недавно цена была 51-52 рублевки», — рассказал замгендиректора североосетинского предприятия «Агро-Ир» Мусса Абиев.В южных регионах России из-за засушливой погоды землю доводится обрабатывать несколько раз, что также влечет дополнительные расходы ГСМ. «К тому же скоро начнется уборка кукурузы, подсолнечника, сои. Надеемся, что власти найдут решение, по-иному будет сложно, практически невозможно», — заключил Мусса Абиев.Аграрии получили две проблемы в одном флаконе — и реальный дефицит, и рослые цены, отметил независимый эксперт аграрного рынка Александр Корбут. И, если с дефицитом, по его мнению, государство справится, то удастся ли справиться с стоимостями — неизвестно.«Высокие цены на ГСМ влекут за собой рост затрат, который должен будет отразиться в цене продукции. Но политика государства по ограничению цен на семя за счет экспортных пошлин не позволяет эти расходы переложить, значит это приведет к снижению рентабельности и эффективности работы сельхозпредприятий, утрате стимулов к инвестициям и развитию», — подчеркнул эксперт.И дорогостояще, и нет в наличииКонъюнктура на рынке ГСМ сложилась таким образом, что выгоднее стало продавать за рубеж, а не на внутреннем рынке, объяснил кандидат экономических наук и ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов. По его словам, в уложившейся ситуации нет злого умысла, только бизнес, но он вредит экономике страны.«Надо приводить в чувства производителей и под угрозой национализации принудить повергнуть в соответствие цены и наладить поставки. Такой опыт уже есть. В похожей ситуации с минеральными удобрениями стабилизировать цены удалось только угрозой запрещения экспорта. Поэтому нужно либо закрыть экспорт, либо под угрозой национализации заставить исправить ситуацию. Производители топлива нуждаются в неплохом пинке, они слишком оторвались от реалий внутренней политики», — сказал экономист.Негативные последствия от нехватки дизтоплива могут быть самыми положительными, отметил Игорь Абакумов. Южные регионы завершают уборку некоторых видов культур и в ближайший месяц приступят к севу озимых. Однако у обитателей Центрально-Черноземного района нет даже этого месяца — сев озимых необходимо провести уже сейчас.«Последствия могут быть ужасные. Аграрии даже не находят затраты, они просто хотят провести сев, заложить уборку будущего года, но топлива нет в наличии. Они не просто возмущены, их оторопь берет. Нет необходимости коротать совещания, нужно просто радикально решить проблему», — подчеркнул он.Из-за дефицита ГСМ посевная кампания пройдет в неоптимальные сроки, что повергнет к сокращению урожайности и производства в целом, уверен Александр Корбут. «Нехватка топлива ограничивает проведение и уборочных работ, и озимого сева. Это вполне природно, что производители будут бросать ресурсы на уборку, на текущий урожай, а что будет с будущем урожаем, сказать сложно», — сказал эксперт.Продовольствие подорожаютУдорожание дизтоплива — это повышение стоимости всех перевозок, а значит вырастут цены на продукты, подчеркнул Александр Корбут. По его словам, с начала года транспортирования подорожали уже на треть. «Но потом рост стоимости транспортировки перейдет в конечную продукцию, так как переработчики тоже будут свою продукцию перевозить, а затем и торговля тоже. А это добавочные затраты, а значит рост цен на конечные продукты и риск роста инфляции», — отметил эксперт.При этом переход сельхозтехники на метан, как вероятный вариант решения проблемы, Александр Корбут не рассматривает. Это требует времени, которого нет, и больших капиталовложений. «Переход на метан стоит больших денежек. Это требует времени, а сев идет здесь и сейчас. Страстное желание перевести на газомоторное топливо известно. Но для этого нужно создавать инфраструктуру для его хранения и распределения, для этого надо переоборудовать сотни тысяч колов техники. Это задача на многие годы», — резюмировал он.В августе в некоторых регионах России отмечалось повышение стоимости и снижение доступности бензина и дизельного топлива. Об этом сообщали не лишь жители южных территорий, где в самом разгаре уборочная кампания, но и транспортно-логистические компании в Сибири.
Подробнее читайте на aif.ru