Опубликовано чт, 23/02/2017 — 05:39 пользователем NEWSmuz.com
Диана Арбенина
И дело тут вот в чем. Песни Дианы вытянулись из дворового музицирования под гитару, и если чем выделялась на голову Арбенина, так это собственно умением подобрать внятные и гармонически неожиданные аккорды той условной гитары. Все песни Арбениной выделяются выразительным гармоническим рядом. Даже если оркестр будет резаться пиццикато по последовательностям аккордов песен «Ночных снайперов», это уже будет само по себе эффектно и самодостаточно. А уж если добавить мотивов и опеваний…
Диана Арбенина, «Ночные снайперы» и «Новая Россия» п/у Юрий Башмета
Словом, весьма странно, что Арбенина не стала играть с оркестром намного ранее, чем пару лет назад. Встреча с великим альтистом Юрием Башметом буквально переворотила все: поверьте, рок-артисту стоять перед профессиональным симфоническим оркестром не то что жутко, но жутко страшно. Оркестр просто не ориентируется на ритм-секцию, как рокеры, он слушается дирижера. Он может ускоряться и замедляться по темпу, прибавлять и убавлять громкости — все это крайне непривычно любому рокеру. Однако изумительный талант Арбениной придумывать яркие гармонические последовательности лишь в помощь, разве что «Океан Ельзи» можно в этом касательстве поставить рядом (и у Вакарчука тоже были удачные концерты с оркестрами).
Диана Арбенина и Юрий Башмет
— Мы репетировали эту программу два года назад, — сообщает Диана Арбенина. — Я думала, что это было год назад. Мы измеряем время временами года, у меня они летят пачками. Многое видоизменилось, мы перестали быть раздельно группой и отдельно оркестром, — произошло слияние. Музыка не имеет рубежей, это наш общий эксперимент, общий ребенок. И у нас что-то получается. Я не весьма похожа на классическую певицу, то ногой стукну, то подпрыгну. Но нас объединяет влюбленность к музыке.
Диана Арбенина
За два года прошло несколько концертов с «Новоиспеченной Россией» и Юрием Башметом. На X Зимнем фестивале искусств Башмета в Сочи под слоганом «Все лучшее за 10 лет и премьеры» концерт «Снайперов» проходил собственно под половинкой «все лучшее за 10 лет». Кое-что изменилось. К этому концерту бывальщины подготовлены оркестровки новых песен группы, их снова мастерил Дмитрий Рябцев (он и играл на фортепиано), но главное — сама Диана Арбенина сделалась внутренне гораздо свободнее.
Дмитрий Рябцев
— На том первом концерте я весьма волновалась, не помнила ни один текст своей песни. Распевала, глядя на пюпитр с текстами, хотя мне пюпитр пригодится неужели что в 80 лет, и рвала их тут же после песни, ощущая, что с каждым порванным листом песен будет все меньше, — созналась на концерте Диана. — А сегодня я чувствую себя, как на своем обыкновенном концерте. Как себя чувствуешь, оркестр?
Диана Арбенина
И сам Юрий Башмет открыто ощущал себя комфортно. Ему нравится такая музыка, это ощущалось в любом жесте, в каждом повороте головы. А оркестровка Рябцева подлинно выше всяких похвал — она комфортна оркестру, и при этом ювелирно передает все нюансы замысла Арбениной, порою на порядок ювелирнее обыкновенных аранжировок «Ночных Снайперов». Опять же, не забудем о гармоническом линии.
Диана Арбенина
Каждая песня Арбениной несет колоссальное внутреннее усилие, драматизм. Кому, как не симфоническому оркестру, идеально передать эти эмоции? Разом после оркестрового вступления «Кафка», драматичного, с литаврами, вступила и группа в своем целом составе. Вообще формула Рябцева беспроигрышна — чаще итого сначала звучит оркестровая тема, раскрывающая суть, затем вступает рок-группа со своей мощью и драйвом, проигрыш опять за явным преимуществом отдается оркестру, а дальше — как поведет сама песня.
Диана Арбенина
Начали с «Брамса» в балладном духе. С прекрасных перекличек духовых перешли к «Пароходам» — ох, как же здорово это звучит с оркестром! После предупреждения Арбениной «Вечер не обещает быть томным, у нас и классика и рок!» вдруг возникла приджазованная тема «Полуденного полюса», неожиданно перешедшая в мрачноватый гул гитар и гобоев. И, наконец, «Пора года зима» — тот самый пионэр, с которого и завязалось сотрудничество Арбениной и Башмета, с грустным зимним мрачным соло Башмета на виоле в коде. После которого Диана восторженно показала большенный палец вверх.
Диана Арбенина и Юрий Башмет
«На рубежу» — это было с мощным воодушевляющим соло духовой секции и изящными гармоническими обыгрышами струнной. А разом после «Коктебеля» началась киномузыка. Возможно, это не совсем корректное обозначение того, что творилось на сцене, — но так было и ассоциации буквально напрашивались. Увертюра в духе «Ребята капитана Гранта», а затем — сдавленный шепот Дианы в «Демонах», — Диана порой срывается на вокализ открытым звуком, но заканчивает все равно шепотом.
Диана Арбенина
Сюрпризом сделалась Ma Vie. На концертах «НС» давно перестали ее петь, но с оркестром она была уже сделана, и Диана решилась ее исполнить. Трогательный романс, почти без мелодического хука, но изнеженный и доверительный. Затем и «Абсолюты», и самая битломанская у Арбениной песня Club27 (в кои вежды на мажорных гармониях!), при этом оркестр с легкостью совладает и с минорной каденцией, и попутно цитирует «Поры года». Ну насколько же все гармонично…
Затем Арбенина взяла электрогитару — «Актриса». Затем акустическую гитару — «Пускай нам повезет», и тут не просто романс под одну гитару, тут красивейшие переходы из мажора в минор на одном тоне, и навыворот.
Диана Арбенина
После антракта Арбенина пообещала, что «будет куцей», но не получилось, да и битком переполненный зал Зимнего театра Сочи не желал. Начали с «Бонни и Клайд» — и тут снова удивил оркестр Башмета кодой в духе Таривердиева. «Джаггер» было попросту интересно воспринять в новом обличье, — сначала нарастающее усилие от струнных пиццикато, затем рывки и трубный рык с кодой на ехидных тембрах соло-гитары.
На концерте
Концерт подвигался по нарастающей: группы больше, оркестра меньше. Как привычно. «Гугл». «Асфальт». «Давя» (и снова киномузыка). И новые песни — «этонемне», и престарелые — «Катастрофически», «Розы», «31 весна». А нас бис — «Московский военный вальс», «До 100» и «Оченьхотела». Обожатели запускали воздушные кораблики…
Для Дианы Арбениной этот концерт в Сочи сделался переломным. Она в самом деле, даже внешне, чувствовала себя безотносительно спокойно — с оркестром ей стало удобно. Она пела легко, и оркестр целиком поддерживал ее замысел. Возможно, это был лучший концерт «Ночных Снайперов» и Дианы Арбениной с симфоническим оркестром, — собственно так это и выглядело. И такой счастливой от взаимодействия с оркестром Диану тоже не доводилось видеть. Все концы сошлись.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото — Светлана VFKMWTDF
«Ночные Снайперы» и «Новоиспеченная Россия»
Диана Арбенина и Юрий Башмет