Опубликовано ср, 19/07/2017 — 05:37 пользователем NEWSmuz.com

Руины Сирии шагнули с фотовыставки на сцену, обрисовавшись в спектакле узнаваемыми древними арками, белыми одеяниями бойцов, подобными традиционным одеждам народа этого государства. Да, но какая связь содержания оперы с тем, что сейчас выходит в Сирии? Оказалось, что связь самая прямая и очень узкая.
Если не вдаваться в весьма непростой сюжет оперы, то основным стержнем всего действия оказываются страшные, разрушительные эмоции. Это ненависть, ревность, сила, мстительность, подозрительность. Результатом воздействия на людей тёмных сил становятся брани, братоубийственные преступления. Но не только эти силы управляют жизненными процессами. Не меньшую разрушительную роль играют безразличие, беспечность.
Сильной стороной спектакля стала экстраполяция итого происходящего на сцене на реальность текущего момента, в котором есть современный человек, тем более, что этому способствовала прекрасная фотовыставка в рекреационных залах арены. Автор представленных фоторабот Сергей Зенин, телевизионный журналист, военный репортёр, фотограф. Снимки сделаны в воюющей Сирии совершенно недавно, в 2016-17 годах.

Михаил Никаноров — Граф ди Месяц
Продвижению основной идеи оперы послужили весьма необычные зачисления художественно-постановочной части спектакля, авторы которой Игорь Изнеженный и Татьяна Тулубьева. Этой задаче послужило и активное использование уникальной машинерии, имеющейся в арене. На сцене возникала, свисая с самого верха, жёсткая сетка, по какой карабкались воины. В других картинах спектакля появлялись наклонные мостки, какие с трудом преодолевались героями оперы. Все эти приёмы создавали ощущение неодолимых трудностей, роковых стечений обстоятельств, что с успехом иллюстрировало развитие мудреного сюжета действия.
В массовых сценах с участием артистов хора постановка получал мощный дополнительный импульс, так как артисты не только распевали, но и выполняли функции кордебалета, надо сказать, мастерски дополняя постановка новыми красками. Это уже фирменный знак театра «Геликон-Опера», созданный хормейстером Евгением Ильиным и хореографом Эдвардом Смирновым.

Михаил Никаноров — Граф ди Месяц
Вся конструкция спектакля достигает вершин благодаря превосходному ансамблю исполнителей. Это Граф ди Месяц – Михаил Никаноров, Леонора – Алиса Гицба, Азучена – Ксения Вязникова. Особое похвала публики вызвал Манрико в исполнении Ивана Гынгазова. Ансамбль дополнила Марина Калинина в партии Инес, подруги Леоноры. Органично вписались в ансамбль Николай Меликов – Руис, вестник и Алексей Егоров – престарелый цыган.

Алиса Гицба — Леонора
Трагический эффект в постановке основан на противопоставлении, например, обыденной беззаботности и грядущей нужды рисковать жизнью. Так, воины, ожидая указания командира, взяты игрой, но канонада всё ближе. Повинуясь командиру, они пойдут убивать себе подобных. Они винтики в неплохо отлаженной военной машине. Думать не надо. Это трудно для них. Итог трагический.

Иван Гынгазов — Манрико
Азучена, томясь в темнице, соображает, что дни её сочтены. Она вспоминает те светлые моменты жизни, когда она могла созерцать красивость окружающего мира. Тем не менее, этот мотив красоты звучит весьма слабо и не может противостоять злу и насилию. Исход трагический.
Совокупным итогом общих усилий геликоновцев стал достойный, очень ослепительный спектакль, опера «Трубадур» Дж. Верди. Приёмы актуализации, использованные в постановке оперы, не искривили смысл первоисточника, не повлияли на трактовку характеров персонажей, а лишь придали основному тексту созданья современное звучание.
Спектакль был тепло встречен публикой.
Людмила КРАСНОВА