Новоиспеченный спор между США и Россией: теперь делим Луну
Сотрудник Роскосмоса рассказал о том, как идет труд по установлению юридического порядка пользования спутником Земли
фото: pixabay.com
Что если Россия, какая пока не является членом ни одной из указанных групп, останется в сторонке? Как вообще планируется делить в будущем недра Луны и астероидов с иными космическими агентствами, особенно если те высадятся туда первыми? Об этом мы побеседовали с начальником Отдела взаимодействия с интернациональными организациями Департамента международного сотрудничества ГК «Роскосмос» Василием ГУДНОВЫМ, какой в составе российской делегации принимал участие в работе 56-й сессии юридического подкомитета Комитета ООН по миролюбивому использованию космического пространства (COPUOS) в Вене.
— Василий Михайлович, западные СМИ, в частности издание Motherboard, ратифицируют, что NASA в ответ на запрос Белого дома очень розово описало свои планы покорения Луны и астероидов. К образцу, указало, что у него есть несколько программ по коммерциализации месячных ресурсов, которые уже привлекли внимание промышленников. В ближайших же планах космического агентства значится миссия по возвращению образчиков материалов с южного полюса Луны для научных исследований. Не может ли очутиться так, что Россия отстанет от своих западных конкурентов и упустит выгодные территории на Месяцу?
— У нас существует Договор 1967 года о принципах деятельности стран по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и иные небесные тела. Это одно из основных международных соглашений по космосу, и его вторая статья четко сообщает о том, что космические объекты не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни линией использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Данная статья в мочь ее декларативного характера и цитируемости в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН является фундаментальным правовым принципом и нормой интернационального права. Несмотря на то что этому Договору уже 50 лет, он действует, а значит, никакая дележка Месяцы или астероидов невозможна.
— На государственном уровне — да. Но не появится ли документ, позволяющий такую деятельность частным компаниям типа SpaceX или New Shepard?
— В соответствии с позами статьи VI названного Договора государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, вводя Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими ликами.
Кроме того, анализ все той же статьи II Договора показывает, что под запрещением национального присвоения следует понимать запрет как публичного, так и частного присвоения.
Забирай колышки — уходи из кратера
— И тем не немного в прошлом году США приняли национальный закон, который предоставляет право частным американским компаниям возможность получения лицензии для разработки ресурсов небесных тел.
— Аналогичный национальный закон зачислен недавно и Люксембургом для своих граждан. Но это всего лишь возможность получения лицензии, а не права распоряжения ресурсами. Это способ на начальном этапе привлечь к проектам частные компании с вящими финансовыми ресурсами, иначе, без лицензии, там никто пальцем не пошевелит. Еще раз желаю заметить, что в данном законе нет ни слова о разрешении использования космических ресурсов.
— Но нет и запрещения…
— Совершенно верно, этот вопрос пока открыт и спрашивает урегулирования.
— И сейчас, создавая международные рабочие группы, США предпринимают первые деятельные попытки такого урегулирования. Что если они разработают их исключительно под себя?
— Не выключено, что кому-то в США, может быть, и хотелось применить подобный захватнический принцип, какой, возможно, сложился еще со времен Клондайка: «кто первый колышек забил, тому этот участок и относится». Но с Луной и другими небесными телами так не получится. Луна не является территорией США, а может рассматриваться как объект всеобщего наследства, и, следовательно, американские предприниматели не имеют права забивать тут свои колышки. Это полностью нарушало бы положения статьи II Соглашения.
— Судя по последним действиям американской стороны, она не всегда держится нормативных и этических принципов по отношению к другим государствам — порой действует с позиции силы. Вот отдаст Трамп приказ ввести границы на Луне, и как мы сможем этому противостоять?
— Не надо размышлять, что США могут делать что угодно, ни на кого не оглядываясь. Мы в случае, какой вы описали, сможем дать адекватный ответ. Но первыми шум возвысят даже не космические державы, а развивающиеся страны Юго-Восточной Азии и Латиноамериканского и Африканского континентов, какие не меньше нас заинтересованы в равноправном использовании космических ресурсов на благо всех народов.
— На возвысившийся шум ядерная держава может и внимания не обратить.
— Безусловно, тут подразумеваются определенные практические шаги. Добыча полезных ископаемых вне Земли — это крайне недешевое мероприятие. Частные компании, какие захотят инвестировать в лунные и астероидные проекты, будут весьма заинтересованы в защите своих вложений. И теперь представьте, что на интернациональном уровне могут последовать бойкот и санкции за нарушение Соглашения ООН: к примеру, никто не станет покупать их акции. Поверьте, финансовых и организационных механизмов для того, чтобы поставить чересчур увлекающихся своей исключительностью на место, достаточно. Яркий образец тому то, что произошло с американской авиакомпанией, которая выгнала из самолета гражданина Китая: она, по различным оценкам, потеряла от 250 до 800 млн долларов! А это одна из крупнейших компаний США. Смею вас уверить, что образцово то же самое может произойти и в случае несогласованных действий со сторонки NASA и частных американских компаний.
Как Россия остановила произвол в космосе
— Так, может, организованная в прошедшем же году международная Гаагская группа по ресурсам — это и есть попытка «унять», «приручить» представителей других государств на случай непопулярных поступков? Сколько стран входит в нее?
— Рабочая группа организована Консорциумом организаций с любого континента. Основными партнерами Консорциума являются Институт воздушного и космического права и Лейденская юридическая школа Лейденского университета (Нидерланды), Католический университет Сантоса (Бразилия), Середина ресурсов, энергетики и права окружающей среды Университета Мельбурна (Австралия), Индонезийский середина воздушного и космического права Университета Паджаджаран (Индонезия), Фонд Secure World (США) и Университет Кейптауна (Полуденная Африка).
В принципе в эту группу могут войти при желании все 85 краёв, представленные в Комитете ООН по космосу. Я не исключаю, что ее создание — это попытка заручиться поддержкой большинства европейских и азиатских партнеров. Но мы в ней тоже присутствуем, истина, пока в качестве наблюдателей. Это же просто дискуссионная площадка, где обсуждаются научно-технические возможности разработки ресурсов. Пока нам нет нужды вступать в группу — нет понимания, зачем нам это вообще нужно вне площадки ООН.
— А зачем это необходимо уже вступившим в группу странам?
— Образно говоря, они пытаются спроектировать гараж, к какому потом нужно купить машину. Это накладно, потому что в таком случае надо платить большенный «налог на недвижимость».
Иными словами, членам группы придется в течение ближайших 2–3 лет вложиться в разработку схем-проектов по добыче ресурсов. Мы к этому пока не готовы в отсутствие понимания рентабельности и правовых основ.
— Ну а если выяснится, что добыча здоровых ископаемых на Луне — дело выгодное, и страны Гаагской группы все-таки урегулируют между собой дискусионные вопросы?
— То у них все равно ничего не получится без согласия даже одной-единственной края, к примеру России. Для этого мы в Вене внесли в повестку дня Правового подкомитета Комитета ООН по космосу пункт о правовых аспектах разработки, добычи и потребления космических ресурсов. Он предполагает принятие любого решения по созданию правовых механизмов по использованию ресурсов Месяцы под эгидой ООН — читай, со всеми странами, а не кулуарно.
Кстати, подобный прецедент отторжения странами — членами Комитета ООН по космосу дискусионного проекта уже имел место. Евросоюз разработал так называемый Кодекс поведения в космическом пространстве и пытался всучить его всем странам в качестве регулятивного документа. Однако у интернационального сообщества возникли претензии как по процедуре разработки, так и по содержанию проекта документа, и европейцы получили несогласие: либо, ребята, делайте сообща вместе со всеми, либо устанавливайте свои правила игры в космосе лишь для стран Европы, но в рамках международного права.
— Как же сложно краям договориться! Как вы думаете, на сколько лет могут растянуться дебаты по космическим ресурсам, если даже по этике не смогли разом прийти к консенсусу?
— Переговоры могут затянуться минимум на год. А реальных итогов ждать придется не менее лет трех. Ведь проблема усложняется еще и отсутствием у линии стран, не имеющих своих ракет, возможности верификации этих, то есть проверки истинных целей будущих миссий по добыче ископаемых. Кто им сможет гарантировать, что совместно с бурильной станцией на Луну не отправились аппараты двойного направления, не строятся базы? И все это сейчас многие страны очень неплохо понимают, а потому не позволят пустить ситуацию на самотек.
На Месяцу как в Антарктиде
— Когда же российская сторона наконец поймет, необходима ей Луна или нет?
— У нас нет компаний с таким объемом инвестиций, как у Илона Личина (глава компании SpaceX. — Н.В.), а потому рисковать нам сложнее. И работать придется поэтапно: сначала изучить поверхность Луны при поддержки зондов, орбитальных аппаратов, потом высадить на поверхность луноход, какой возьмет образцы грунта в тех же приполярных областях, на которые рассчитывают и янки. Лишь после анализа этих образцов, оценки числа ископаемых и прогноза их будущего использования и рентабельности рассчитать, способны мы будем технологически и финансово на стройка баз на спутнике Земли или нет. Параллельно будем работать с зарубежными партнерами над совершенствованием международно-правового регулирования.
— Янки, которые через 2–3 года обещают приступить к таким изысканиям, поделятся с нами результатами?
— Давайте их спросим!
— Предположим, Россия осознала выгоду деятельного освоения Луны. Есть ли у вас уже сейчас свое видение того, как мы могли бы трудиться там вместе с другими странами? Вот, к примеру, полетел на Луну китайский луноход, прилунился в каком-либо море Бурь. Что делать нам, если мы захотим сесть туда же?
— Размышляю, что места хватит на всех. Полюса Луны не такие уж махонькие, чтобы мы могли там столкнуться. Даже на Красной площади люд не сталкиваются. На мой взгляд, мы примем в качестве рабочих те же принципы взаимодействия, какие существуют по исследованию Антарктиды (территории общепланетарного наследия) или по совместному использованию морских ресурсов. Напрямую использовать те законы, разумеется, не получится, в них надо будет внести свои, «лунные» исправления, что-то позаимствовать, что-то исключить, придумать новое.
Я немало раз повторял на различных международных форумах, что каждое государство работает в собственных интересах, но без учета интересов других стран невозможно развивать космическую деятельность в долгосрочной перспективе. Необходимы кооперация и компромиссы — конечно, там, где это возможно.