Нужен ли «Турандот» счастливый конец?

Опубликовано пн, 06/03/2017 — 16:32 пользователем NEWSmuz.com

В Московском арене «Геликон-опера прошла премьера оперы Пуччини «Турандот», осуществленная при поддержке Министерства цивилизации РФ и Департамента культуры Москвы.
Эта постановка очень важна для арены по нескольким причинам. Во-первых, это первое пуччиниевское произведение, показавшееся в репертуаре «Геликона». Влюбленный в музыку великого итальянского композитора, Дмитрий Бертман давным-давно выбрал его «Турандот» для дебюта в театре. Но смог осуществить ее постановку лишь теперь, когда театр вернулся в историческое здание на Большенный Никитской после реконструкции, и где появился зал «Стравинский», более чем подходящий для сложной и многоплановой оперы Пуччини.
Во-вторых, премьера готовилась в рамках крупнейшего за всю историю «Геликона» интернационального проекта «Евразийская опера». Над постановкой трудилась международная команда. Художник-постановщик — известный сценограф Камелия Куу китайского генезисы. Сейчас она сотрудничает с Канадской оперной компанией и крупными оперными аренами США. Художник по свету американец Томас Хазе, оформивший постановки в оперных аренах Европы, США и мюзиклов на Бродвее. Большая удача для «Геликона», что музыкальным главой «Турандот» согласился стать российский дирижер Владимир Федосеев, поставивший оперы русских и зарубежных авторов в Милане, Флоренции, Вене, Цюрихе, Париже, Болонье и др.
В-третьих, Дмитрий Бертман и Владимир Федосеев создали собственный спектакль, выбрав редакцию Пуччини, и закончили спектакль в том пункте, где остановился композитор — на смерти Лиу. Как всем известно, Пуччини не поспел завершить оперу, которую считал своим лучшим творением. Он грезил, чтобы она была поставлена в Миланском театре «Ла Скала» под управлением великого Артуро Тосканини. Мочи быстро покидали композитора. Предчувствуя, что не сможет завершить труд, Пуччини попросил, чтобы зрителям сообщили, в каком пункте он остановился. Премьера его любимой «Турандот» состоялась в 1926 году. Тосканини застопорил оркестр на последнем такте, написанном рукой автора, и адресовался к публике: «Здесь опера заканчивается, потому что на этом пункте Маэстро умер». Сцена погрузилась во мрак. Медлительно опустился занавес. Зрители покидали осветившийся зал. Неожиданно раздались восклицания: «Слава Пуччини!»
Издатель Рикорди опубликовал партитуру оперы со блаженным финалом, который по просьбе Артуро Тосканини дописал Франко Альфано по черновикам автора. Впоследствии показались и другие версии, среди них итальянца Лучано Берио и китайца Хао Вэйя.
Для постановщиков геликоновского постановки дирижера Владимира Федосеева и режиссера Дмитрия Бертмана «Турандот» Пуччини не прекрасная сказочка, в которой героиня Карла Гоцци насмешливая и игривая принцесса, подлинно полюбила красавца принца Калафа, и в стране наступили мир и блаженная жизнь. Опера Пуччини «Турандот» — настоящая кровавая трагедия, где Турандот, ненавидящая мужчин, никогда не будет принадлежать им, тем немало чужестранцам. Таков сюжет последнего сочинения Пуччини и в соответствии с ним выстраивается композитором музыкальная драматургия.
В опере главенствуют «ледяная» тема самой Турандот и мрачная тяжелая атмосфера массовых общенародных сцен. Музыка полна экзотических тембров и диссонантных созвучий, какие погружены в обстановку непостижимой жестокости. Четко выделяются и иные темы, которые постепенно видоизменяются, приближаясь к трагической развязке. Комическая тема трех министров превращается в циничную, а порой и драматическую. Лирико-романтическая рабыни Лиу, славящей любовь, во второй арии окрашивается трагическими красками. Геройская тема принца Калафа, особенно его знаменитая ария « Nessun dorma», не приносит ответной желаемой любви. В этом направлении и раскрывает оркестр театра под управлением Владимира Федосеева сложнейшую партитуру композитора, четко блюдя баланс звучания оркестра, хора и солистов.

Нужен ли «Турандот» счастливый конец?

На сцене полукруглая стена, напоминающая Великую китайскую стену, с несколькими входами-арками. Кушать еще и различные плоскости, которые мгновенно появляются и исчезают, образуя необходимые пункты действия в пределах этой стены. Художница Камелия Куу привнесла ориентальный колорит и в сценические элементы декораций и костюмы персонажей, при этом ювелирно обыграв связь между древней китайской легендой о бессердечной принцессе, безжалостно убивающей влюбленных в нее принцев, не отгадавших избранные ею загадки, и последней оперой Пуччини. Художник по свету в основном погружает пункт действия в полумрак, еще больше нагнетая обстановку безысходности.
Режиссер Дмитрий Бертман четко и обоснованно выстраивает постановка в соответствии с партитурой Пуччини (я имею в виду тот материал, какой успел написать композитор) и ее трактовкой дирижера. В нем титульная партия героиня как бы раздваивается. Одна Принцесса в исполнении танцовщицы Ксении Лисянской, манер которой абсолютно точной пластикой решает хореограф Эдвальд Смирнов. Она изящна и обольстительна, является часто и во многих местах, причем именно ее фигура гораздо ярче освещается Томасом Хазе. Для влюбленных мужчин это мечтание, грёза, без которой они не представляют своей жизни. Охваченные натуральнее магией, они не задумываются о том, что перед ними внешняя завлекательная оболочка, вне какой пустота и смерть. Вторая героиня Турандот — это ее отвратительная суть. Увидеть ее можно редко и в основном в темноте. Зато неплохо слышен ее «ледяной» голос, наполненный угрозами.

Нужен ли «Турандот» счастливый конец?

«Турандот» «Геликона» — весьма цельный спектакль в смысле единого замысла, который воплотили режиссер, дирижер, художники, хореограф и, разумеется же, хормейстер Евгений Ильин. Вообще же негласно считается, что среди московских сценических хоров коллектив «Геликона» лучший: идеально поющий, причем стилистически безупречно, отлично двигающийся, отлично танцующий и обладающий яркими актерским талантом. В «Турандот» немало хоровых сцен, различных по психологическому состоянию и эмоциональному накалу, скорой смене самых противоположных настроений. Народ может умолять Калафа отказаться от загадок, ведь все утомились от казней неудачливых принцев. Может быть и жестоким, спрашивая от рабыни Лиу, чтобы она назвала имя принца, который отгадал загадки Турандот. В то же пора жители Пекина искренне оплакивает смерть той же рабыни, кончившей с собой во имя любви. Каждому состоянию хора веришь.
В основном был мощный исполнительский состав, с которым, чувствуется, много работали режиссер, дирижер и хореографа. Весьма выразительными и разноплановыми получились три министра: великий советник Пинг — Дмитрий Янковский, великий кок Понг — Виталий Фомин и великий прорицатель Панг — Иван Волков. Они то печалятся о горестной участи Китая, не знающего покоя из-за Турандот, то скорбят о своей тяжелой доле, то уговаривают Калафа отказаться от загадок Турандот и отыскать другую невесту. Несчастным, страдающим рисует бас Александр Киселев престарелого отца Калафа, свергнутого татарского царя Тимура. В начине спектакля вокально слабей оказалась Юлия Щербакова в роли рабыни Лиу. Во всяком случае, у нее совершенно не получилась первая ария Лиу. Но актерски певица была всюду убедительна. Лиу вместе с Тимуром приходит в Пекин, где они встречаются с Калафом. С тех пор она превращается в преданную няньку для Тимура и неизменную рабыню для Калафа. Хрупкая и нежная она решительна и тверда в своем решении. Чтобы под пытками не выдать имя излюбленного ею принца, Лиу закалывается. К счастью, Юлия Щербакова замечательно спела вторую смертельную арию своей героини, став победительницей в поединке с бессердечной Турандот, не признающей священное чувство — любовь.

Нужен ли «Турандот» счастливый конец?

Центром постановки сделались Елена Михайленко — Турандот и Виталий Серебряков — Калаф. У обоих достоверно подходящие голоса для этих партий. У Елены Михайленко прекрасное крепкое драматическое сопрано, которое она награждает «холодным» тембром. У Серебрякова натуральный необходимый для партии Калафа драматический тенор. Но пока еще не без проблем, но с большенный надеждой, что вокальные недостатки уйдут. Кроме того у певца довольно темперамента и актерской свободы на сцене.
Вот стоят эти два сильных героя товарищ против друга. Лиу погибла, нет и принцессы-обольстительницы. По мере отгадывания Калафом загадок она теряла свою мочь, потом осталась от ее фигуры только сброшенная измятая оболочка, какая тоже исчезла. Что же дальше? Ведь музыка, написанная Пуччини, кончается. А дальше — краткий финал, который находит Дмитрий Бертман, логично вытекающий из всей предыдущей музыкальной драматургии оперы. Постановка завершают Дмитрий Бертман, Владимир Федосеев и двое певцов Виталий Серебряков и Елена Михайленко, уже не распевающих, а только выразительно сыгравших «несчастливый финал».

Нужен ли «Турандот» счастливый конец?

Загадки угаданы. Лиу умирает, не назвав имени принца. Ночь близится к крышке. Калаф уверенно подходит к Турандот с надеждой, что после лобзания всходящее солнце осветит Пекин. Влюбленного юношу встречают бессердечное выражение лица и сверкающие звериной злобой глаза Турандот. Калаф в ужасе от нее отходит. Темнота сгущается. Музыки больше нет. Занавес закрывается. Какие-то секунды зрители потрясенные молчат, а после раздается долго несмолкающий гром аплодисментов.
Так может быть и не необходим опере «Турандот» счастливый конец? А может быть Пуччини попросту не смог его дописать, так как все музыкальное развитие его любимого детища шло лишь к трагическому финалу? И постановщики «Геликона», обратившись к редакции Пуччини и став вместе с композитором на смерти Лиу, оказались правы?

Елизавета ДЮКИНА

Ключ: newsmuz.com

Leave a Reply