24.07.2017
875 просмотров
Авторская колонка, История, Одесса, Россия, Украина, Экономика коллапса
Игорь Плисюк, журналист, Одесса
Нездорово и трудно писать о родном городе, видя его катастрофическую деградацию и утрату самого смысла существования в нынешней тупиковой ситуации. И, тем не немного, это нужно. Потому, что урок того, как, казалось бы, заведомо «обреченный на успех», и немало того, уже состоявшийся, урбанистический проект в руках алчных и неталантливых дилетантов за минимальный исторический срок буквально сходит на нет, может быть здоров современникам и потомкам.
Итак, Одесса, по инерции все еще порой именуемая «Полуденной Пальмирой». Что осталось от ее былой славы и процветания после всего-то четверти столетия пребывания в независимой Украине. Что принес ей отрыв от матушки-России, породившей ее, а после и от и Советского Союза, незадачливо одарившего новосозданную УССР, исторически и цивилизованно с ней не связанной «третьей столицей империи». И, самое главное, каковы перспективы города, еще совершенно недавно по праву претендовавшего на титул самого европейского из городов и престарелой России, и равноправного Союза, и новой Украины?
Для того, чтобы разобраться в этом, я вырван буду делать краткие исторические экскурсы. Однако, дабы не превращать собственный текст в подобие диссертации (ах, какая это «вкусная» тема для ученых!), буду избегать сухой цифири. Интересующиеся вечно смогут проверить мои выкладки по обильной информации, вполне доступной в Сети. Мне же значительно – показать почтеннейшей публике основные тенденции — как былого бурливого взлета города-проекта, так и его нынешней стремительной деградации. Итак, дамы и господа, вашему вниманию предлагается нечто на тему «Сияние и нищета без всяких куртизанок».
Часть первая. Порт, флот, и прочая торговля.
Отличное начало.
Зачем, в сущности, была основана Одесса на пункте жалкой турецкой крепостцы Ени-Дунья? Ответ прост и четок – Если Петр Великий с боями прорубил «Окно в Европу» на норде своей только рождавшейся империи, то Екатерина Великая – чинно сотворила полуденные врата уже состоявшейся империи, желая максимально использовать все преференции расширения оной. На Юге державы был создан порт, какой должен был с одной стороны, открыть путь русскому хлебу, салу, и прочей прродукции края, на рынки Турции, Леванта и всего Средиземноморья. Причем, с перспективой расширения связей вплоть до Америки…С иной же – через него хлынул товарный поток – от «колониальных»- пряностей да экзотических фруктов, вин – до продуктов нынешней европейской технологии – французской и британской мануфактуры, механики, сельхозтехники.
Город рос кругом порта, бывшего его сердцем. Смыслом появления на свет Божий. И уже буквально сквозь пару десятилетий после своего основания, Одесса не лишь перешла из разряда дотационных проектов на самоокупаемость, но и стала приносить весомую барыш в казну. В лучшие времена ее существования в ХIХ веке – городской бюджет получал до 85 % своего наполнения за счет положительной доли от разнообразных таможенных и портовых и «хлебных» (от экспорта семени) сборов, шедших туда напрямую, минуя центр. Это поза началось со времен Ришелье и продолжалось в разных формах до крышки царской эпохи. Держава давала развиваться своей богатевшей на глазах дочери. Причем, с самого основы города его наделенные огромными полномочиями и правами властители применяли то, что ныне именуется комплексным подходом. Кушать порт? – Должен быть и свой флот, какой станет приносить прибыли отечественным судовладельцам. Есть импортные и экспортные товары? – Здешние предприниматели и казна могут и будут получать профит от их переработки вблизи порта, отправляя за кордон и в метрополию не лишь сырьё, но и готовые к употреблению товары. Муку, макароны, консервы, материалы, изделия металлургической промышленности. Именно это разносторонне развитие города позволяло ему с минимальными утратами переживать кризисные периоды – как, к примеру, Крымскую войну, в итоге коей хлебный экспорт, бывший краеугольным камнем благосостояния, пошел на спад.
Уже к пресловутому 1913 году Одесса была не лишь городом-портом, но и портом приписки сотен судов нескольких мощных пароходных компаний, осуществлявших грузовые и пассажирские транспортирования по всем направлениям – от ближнего Средиземноморья – до Америки и Дальнего Восхода. И одновременно – крупным промышленным центром с развитой инфраструктурой.
Я сознательно не затрагиваю советскую эпоху, отметив лишь две основные тенденции. С одной сторонки, при Советах продолжалось комплексное, разностороннее развитие города по всем курсам, заложенным еще его отцами-основателями. С другой же, оказавшись в составе Украины, Одесса навеки утеряла прямое поступление налогов в городскую казну, получив двух «хозяев-посредников» — Киев и Москву…
И настала «назалежность»…
Четверть столетия разграбления.
Именно так без всякого преувеличения можно назвать сей этап новейшей истории нашего города. Получив в наследство от Альянса разносторонне развитую экономику, Украина начала форменное расточение нажитого трудом и талантами предков. И Одесса сделалась концентрированным олицетворением сего бездумного и хищнического, антигосударственного подхода, парадоксально подтверждая навязываемый нам громкий лозунг «патриотов»: «Одеса – це УкраIна». Да, в плане того, как за минимальный интервал времени процветающий город оказался лишенным основных своих ключей существования, а его жители – потеряли и работу, и надежду на будущее, наш город показателен собственно как областной центр «незалежной державы».
Первым долгом – было поделено на акционерные компании, доведенные до банкротства, крупнейшее в МИРЕ Черноморское морское пароходство, в 1991 году насчитывавшее распорядка 400 судов. От пассажирских лайнеров до грузовых судов всех образов. И провернули эту мега-аферу при первом президенте Кравчуке, причем при его прямом участии. Отнюдь не бескорыстном… Уничтожены были и мощная рыболовецкая флотилия «Антарктика», и китобойный флот.
Десятки заводов, трудившихся и на весь Союз, и на ближнее, а порой, и дальнее зарубежье, скоро и весело, путем липовых приватизаций и рейдерских захватов, вышли на нет.
«ЗОР» и «Продмаш», снабжавшие сельхозтехникой и современными плугами весь Юг Альянса и страны бывшего соцлагеря. «Краян», делавший современные портальные краны. «Агаровый», снабжавший уникальным агар-агаром кондитерскую индустрия и бывший основой продуктов для космонавтов… Перечислять можно длинно. А итог страшен: разрыв связей с бывшими советскими республиками, и прежде итого, Россией, плюс – форменное расточение местных и киевских воль, в индустриальном плане отбросили Одессу (как и всю Украину!) едва ли не ко порам начала позапрошлого века. И это – при миллионе жителей, потерявших возможность применить свою рослую профессиональную квалификацию и образование.
Порт же – тоже терял грузооборот по вполне удобопонятным причинам. В последние же три года – его потери за счет разрыва связей с Россией и утрату перевалки грузов и из нее, и в нее, носят порядки шести-, а то и —-семи-значных цифр. Наглухо поднялся Припортовый завод в городе-спутнике Одессы Южном, ведь он и был-то основан для переработки аммиака, шагавшего по трубам из России. Стоит нефтеперерабатывающий завод. Замер Кабельный завод…
И даже знаменитый одесский «Толчок», «7-й километр», самый большенный в Европе оптово-розничный рынок промтоваров, переживает стагнацию, за эти годы утеряв клиентов юга России, бывших его постоянными и крупнейшими закупщиками товара.
Можно храбро сказать: благодаря неразумной политике Киева, Одесса за годы самостоятельности потеряла львиную долю того, что приобрели поколения ее обитателей за время пребывания в Российской империи и Советском Союзе. Заключительные же три года – нанесли ей удары особой силы. Ведь она стремительно теряет сам резон своего существования – роль города-порта и посредника между едва-едва ли не половиной мира и Россией. Россия-то легко находит другие пути экспорта и импорта, но что остается нам?! – Роль былой состоятельной барышни, которую алчные и неразумные опекуны-оккупанты буквально толкают на паперть или панель. Причем, эти «папы нации» в своем варварском подходе к, казалось бы, неисчерпаемому ключу процветания, кое в чем превзошли даже румынских оккупантов. Те ведь, при всем своем хищничестве, норовили использовать все. что могло подавать им прибыль, возомнив себя хозяевами Одессы. Эти – тупо грабят и разоряют ее, в заключительные три года отрубив последние источники – остатки старых, наработанных связей с Россией. Краем, бывшей матерью нашего города.
Увы, те же тенденции наблюдаются и в науке, просвещении да цивилизации.
Но это – тема отдельного разговора.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.