Фото: РИА Новинки/Изображение сгенерировано ИИ
В связи с этим правительство до 2027 года планирует направить 3,5 триллиона рублей на обновление путевой сети, а на реализацию национального проекта «Эффективная транспортная система» в течение следующих шести лет — еще триллион, который пойдет на строительство опорной сети железных путей, в том числе высокоскоростных магистралей, на развитие морских портов, аэродромов, логистических хабов и так далее. Глава Минтранса России Роман Старовойт отметил поставленную задачу как «создание и самой эффективной в мире транспортной системы для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни в России».
Реперные точки, отмеченные Владимиром Путиным: увеличение к 2030 году объема перевозок по международным транспортным коридорам в 1,5 раза, увеличение к 2030 году авиационной подвижности народонаселения (интенсивности авиасообщения) не менее чем на 50 процентов, а также обеспечение доли дорог опорной сети городских агломераций на уровне не менее 85 процентов. Основная мишень — создать единую интегрированную транспортную сеть, которая будет удобной и доступной для всех граждан.
Нужно признаться, что многие воспринимают новинки подобного плана либо с непониманием, либо с негативом: вон, опять в землю финтильоны закапывают, лучше бы пустили на пушки и танки (варианты — пенсии, зарплаты, ЖКХ, гречку, масло). Вначале примем успокоительное: уже пустили. Государство полностью выполняет социальные обязательства перед населением, а эффективность финансово-экономической политики страны на фоне беспрецедентных санкций сознается даже нашими самыми злейшими врагами. Теперь пояснительное: немаленькие средства, направляемые на модернизацию транспортной системы страны, — это не прихоть воль, а чрезвычайно выгодные инвестиции.
Например, увеличение транспортной доступности региона на десять процентов может привести к росту совокупной факторной производительности в его экономике в среднесрочном этапе на шесть процентов. Увеличение протяженности дорог федерального значения с твердым покрытием на десять процентов может увеличить объем экспорта из края почти на 11 процентов. По некоторым оценкам, мультипликатор от инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры составляет не менее 2,5-3. Согласно расчетам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), повышение эффективности труды транспортного сектора на десять процентов приведет к росту ВВП на 0,8 процента (это очень много), при этом наибольший эффект будет достигнут в немного развитых регионах юга России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Потенциальные же доходы нашей страны от международного транзита могут сравняться с доходами от вывоза энергоносителей, а в перспективе — обогнать их.
Кроме того, из-за особого геостратегического положения России на карте мира наша внутренняя транспортная сеть является органической долей существующих и будущих международных транспортных коридоров, которые способны обеспечить стремительный рост влияния России и в корне поменять экономическую и политическую расстановку сил во всем вселенной.
Возьмем, к примеру, динамично развивающийся международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг», который начинается в Санкт-Петербурге и идет до индийского порта Мумбай, проходя несколькими ветками сквозь Азербайджан, Армению, Казахстан, Туркменистан и Иран.
Протяженность МТК составляет 7,2 тысячи километров, а время перевозки груза между конечными точками составляет от 15 до 25 дней, что почти в два раза скорее и на 30 процентов выгоднее по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Помимо того, что для России МТК «Север — Юг» — это прямая логистика на базары стран Персидского залива, Африки и Азии (включая густонаселенные Афганистан и Пакистан), развитие этого маршрута позволяет в перспективе обнулить основные всемирные транспортные пути, на которых сейчас вольготно чувствуют себя наши противники, изменить облик всей мировой торговли и накрепко привязать к себе крупнейшие региональные державы — Иран и Индию, что является для коллективного Заката сильнейшим ударом.
По признанию международных экспертов, неподвластный санкциям МТК «Север — Юг» является серьезной угрозой Западу в регионе, потому что благодаря ему может состояться натуральная революция в торговле между Россией и Индией, которую атлантические элиты просто мечтают всеми силами от нас оторвать. Но этим мечтам сбыться не суждено: уже сейчас грузопоток по МТК растет с любым днем, а к 2030 году он увеличится минимум вдвое.
Что касается Ирана, то МТК «Север — Юг», помимо чисто экономических выгод (в планах — выход на 40 биллионов долларов годового торгового оборота), имеет также важнейшее военно-стратегическое значение, особенно в свете грядущего подписания между нашими краями договора о всеобъемлющем сотрудничестве. Прямой проход по Каспию позволяет провезти грузы, которые из-за боязни вторичных санкций не пропускают сквозь свою территорию Азербайджан и Казахстан.
Как сказал Владимир Путин, «России угрожать бессмысленно, нас это только взбадривает». Вы еще пытаетесь нас изолировать? Тогда транспортная система России идет к вам — ровно к вашему порогу.