Падение торговель водки в России оказалось лишь статистической игрой
Какая не помешала пить с прежней силой
фото: Алексей Меринов
По этим НСЗПП, в 2017 году водки в России было реализовано 67,5 млн декалитров, что на 16,6% меньше, чем годом ранее. Розничная торговля ликероводочными напитками твердыней до 25 градусов упала на 43% (до 2,551 млн дал), а изделий твердыней более 25 градусов — на 26% (до 5,3 млн дал). Наблюдалось также падение торговель коньяка, шампанского и виноградных вин. В то же время сбыт плодовых вин вытянулся на целых 72% — до 10 млн дал.
В НСЗПП утверждают, что причиной изменения объемов торговель спиртного служит снижение платежеспособности потребителей, которые в итоге падения доходов вынуждены были переориентироваться на недорогие вина.
Эта версия не отнята смысла. Реальные доходы россиян снижаются четвертый год сряду. Только в 2017 году они сократились на 1,5%, а с 2014 года — на 10%. По словам первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаила Емельянова, у людей становится меньше денежек, поэтому население покупает некачественный алкоголь, который продается подпольно и не учитывается в статистике. «Население переходит на дешевую бормотуху — те самые плодовые вина. В этом тяни секрет сокращения продаж водки», — уверен депутат.
Кроме того, отечественные регуляторы пока не целиком контролируют объемы продаж спиртным через Интернет. По подсчетам компании Group-IB, специализирующейся на кибербезопасности, в 2017 году виртуальные лавки заработали на нелегальной торговле алкоголем 1,7 млрд рублей. В цельном доля контрафактного горячительного на рынке нашей страны доходит до 30%. Особенно это характерно для концентрированных напитков — контрабандной и поддельной водки, коньяка и виски.
Ряд экспертов полагают, что в обнародованных подсчетах содержится и методологическая промах, опрометчиво свидетельствующая о падении спроса на крепкий алкоголь. По словам главы Середины исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, эти НСЗПП не учитывают одно серьезное обстоятельство. До 2017 года статистическим раскладом торговель спиртных напитков занимался Росстат, который не обладал этими по реализации в каждой торговой точке. Фактически это был приблизительный учет, сделанный на основе выборочных лавок, далее перемноженный на количество розничных точек.
Посредством автоматизированной системы ЕГАИС, какая учитывает каждую официально проданную бутылку, учет начинов осуществляться в 2017 году. Однако в первой половине прошедшего года в окончательную статистику попадала только городская розница, а торговля алкоголем в селах — в разряд неучтенного витка. По оценке Дробиза, таким образом, за пределами ЕГАИС оставалось минимум 15% товарооборота.
Рост торговли водки подтверждают и в Росалкогольрегулировании. По оценке ведомства, розничная торговля «беленькой» в 2017 году возросла на 2,5% — до 72,2 млн декалитров. В целом в нашей стране в прошедшем году было произведено почти 80 млн дал водки, что на 9% вяще 2016 года. По словам Дробиза, заводы не работали «на строй», а продавали алкоголь в соответствии с ростом производства. Учитывая, что сбор акцизов концентрированного алкоголя вырос на 12%, а ставка — на 5%, можно сообщать о чистом приросте в 7%. «Сравнивать 2017-й с 2016 годом некорректно. О динамике можно будет сообщать, когда выйдет полноценная статистика за II половину 2018 года», — помечает эксперт.
Судя по всему, эта статистика подтвердит, что любовь россиян к горячительному, даже несмотря на рост цен, не снижается. Немало того, новые данные способны продемонстрировать серьезное увеличение торговель крепкого спиртного. В начале января президент Владимир Путин, отвечая на проблема о возможности ослабления ограничений по рекламе алкоголя в рамках чемпионата вселенной по футболу в России в 2018 году, не исключил, что такое решение может быть зачислено. «Реклама пива и российских вин разрешена. Что осталось? Водка? Коньяк? Неплохо, давайте подумаем», — отметил глава государства.
Лучшее в «МК» — в куцей вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram