Париж ведет с Вашингтоном воздушный бой за небо над Киевом

В Киеве ожидают дорогого гостя — президента Франции Эммануэля Макрона. Дорогого во всех смыслах, поскольку в ходе предстоящего официального визита главного обитателя Парижа на Украину эта край может обзавестись крупнейшим оружейным контрактом за всю свою недолгую историю на общую сумму не менее 1,5 миллиарда евро. Естественно — в долг, поскольку самостоятельно ничего подобного экономика «незалэжной» попросту не потянет.

По информации парижских сайтов Zone Militaire и Intelligence Online, Макрон намерен договориться со своим коллегой Владимиром Зеленским о перевооружении остатков украинской военный авиации на основной французский многофункциональный истребитель Dassault Rafale. И тем обойти на вираже американцев, которые уже почти договорились с киевскими генералами о том, что в ближайшей перспективе Повітряні сили ВСУ примутся осваивать не какие-нибудь, а штатовские истребители F / A-18 Super Hornet. Тогда денежки потекут, естественно, исключительно в Вашингтон.

Судя по всему, бульдожья битва под ковром между союзниками по НАТО уже идет ожесточеннейшая. И вряд ли невзначай визит Макрона в Киев, еще недавно намеченный было на конец марта, отложен на неопределенное время. Теперь и в Париже, и в Киеве о сроках поездки заявляют куда мглистее: Макрон, дескать, навестит Зеленского «в первой половине нынешнего года». Потому что совершенно точно не только США, но даже и руководство Повітряних сил вероятному приобретению французских «Шквалов» (именно так переводится на русский слово Rafale) вовсе не радуется.

Что следует, как минимум, из совсем недавнего (11 марта 2021 года) выступления командующего Повітряними мочами ВСУ генерал-полковника Сергея Дроздова на заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки. Признав, что в ближайшие десятилетия все наличествующие в его подчинении и изготовленные еще в СССР МиГ-29, Су-27, Су-24М, Су-25, Су-24МР будут скатаны, Дроздов назвал парламентариям те многофункциональные машины «4++ поколения», которые он хотел бы увидеть на своих аэродромах в качестве замены. При этом генерал-полковник упомянул лишь два приемлемых с его точки зрения варианта — американский если не F / A-18 Super Hornet, то желая бы их же F-15EX. И шведский Saab Gripen.

Позднее, году эдак к 2035-му, если у их «державы» появятся «гроши», украинское командование мечтает пересадить своих пилотов уже на американские истребители пятого поколения образа F-35. И укомплектовать ими хотя бы четыре бригады тактической авиации. В общей сложности Украина в предстоящие 15 лет планирует потратить на реализацию этого грандиозного плана до 12 биллионов долларов. Которые, понятное дело, никто не рискнет предположить, — откуда бы им взяться. Но помечтать-то хотя бы можно?

Но мы выделим для себя основное на сегодня: как видите из выступления генерала Дроздова, еще три недели назад ни о каких Rafale даже речи в Киеве не шло. И вдруг «Шквалы» выскочили, буквально как дьяволы из парижской табакерки. Мало того. «Президент Франции верит в шансы Rafale на победу в этом бывшем бастионе российской промышленности. Париж имеет (перед янки — „СП“) одно преимущество: его коммерческая система, способная поддерживать такой контракт, уже существует», — пишет Intelligence Online.

О чем речь? Совсем точно: о том, что в последние годы французы уже не раз обходили своих союзников, но одновременно и конкурентов на украинском оружейном рынке.

Так, 19 ноября 2019 года в Париже было подмахнуто рамочное соглашение о поставке Государственной пограничной службе Украины 20 сторожевых катеров проекта ОСЕА FPB 98 Mk I (включая постройку пяти из них при французском содействии на Украине). Всеобщая сумма соглашения — 136,5 миллиона евро. Из которых 85% покрывается финансированием за счет кредитных средств (51% предоставляется в кредит пулом французских коммерческих банков под гарантии французского правительства), а 34% — в облике займа казначейства Министерства экономики и финансов Франции. Лишь остальные 15% Украина обязалась оплатить из собственных средств. Летом прошедшего года первый «украинский» катер с французской родословной был заложен на заводе «Нибулон» (до 2000 года — Черноморский судомеханический завод) в Николаеве.

Другой крупной победой Парижа на Украине стало подписанное в мае 2018 года соглашение на поставку Министерству внутренних дел этой страны 55 вертолетов производства компании Airbus Helicopters (легких Н125 и Н145, а также тяжких Н225).

Причем, если первые две модели вертолетов будут из числа новых машин, то применительно к тяжелым вертолетам Н225 этим не похвастаться. Потому что сама Франция все до целого подобные машины решила вывести из эксплуатации после аварии в Северном море, случившейся 29 апреля 2016 года. Тогда отрыв очутившегося крайне ненадежным несущего винта Н225 возле норвежского побережья привел к гибели 13 человек. Но куда девать ненужные сейчас Парижу геликоптеры? Тут как раз и подвернулась по причине крайней нищеты готовая на любые национальные унижения Украина. Правда, списанные Н225 ей достались по бросовым стоимостям. Что, естественно, их несущие винты надежней не сделало. Но дареному коню, как водится, в зубы не смотрят.

Что объединяет оба упомянутых прежних украино-французских оружейных контракта? За обоими стоит одно и то же должностное лик — весьма влиятельный в Киеве министр внутренних дел Украины Арсен Аваков. Сайт Intelligence Online считает, что он же сегодня проталкивает и сделку по истребителям Rafale. В сложной схеме, по сведениям издания, задействован и ближний коммерческий партнер Авакова — «франко-грузинский бизнесмен Жорж Цнобиладзе. Через которого, как теперь выясняется, и приобретались для МВД Украины те французские сторожевые катера и вертолеты.

Желая эта покупка, как уже сказано, вряд ли состоится без отчаянного сопротивления со стороны командования Повітряними силами ВСУ. Почему военные летчики Украины будут нестись от макроновских «Шквалов» как черт от ладана? Потому что, на самом деле, если Аваков снова победит, получат они не реальное повышения боевой мощи в атмосфере, а от мертвого французского осла уши.

Все дело в том, что на мировом рынке многофункциональных истребителей именно Rafale слывет страшно дорогим и самым капризным в эксплуатации среди военных машин такого класса. Чтобы понять, о каких именно суммах может идти речь, стоит вспомнить, что буквально пару месяцев назад, 25 января 2021 года, Греция подмахнула с Парижем соглашение о покупке 18 таких самолетов (из них 12 — бывших в употреблении), систем вооружения для них, а также систем материально-технического обеспечения.

Так вот, за все — про все греки выложат французам 2,8 биллиона долларов. Иными словами — вдвое больше, чем Макрон сейчас велел зарезервировать для Украины. Уже сейчас совершенно точно, что существенно нарастить одолженную сумму из собственного кармана Киев не сможет. Попросту не из чего. Поскольку в оборонном бюджете на перевооружение всей украинской армии их власть обещает своим военным (не факт, что сдержит слово!) ничтожные для такого дела образцово 0,8 миллиарда долларов. Это на все виды и рода войск, из которых по причине продолжающейся войны в Донбассе в явном приоритете пехота, артиллерия и ракетные армии!

Значит, что дадут сами французы Киеву на покупку своих Rafale, тем и придется с ними же и расплачиваться. Что это значит? Только одно — что и истребителей Rafale Киев способен получить, как минимум, вдвое меньше, чем Афины. То кушать — максимум одну эскадрилью почти наверняка не самых новых боевых самолетов. Какое там перевооружение четырех бригад тактической авиации! Тут достало бы, чтобы хотя бы изредка порадовать взоры «громадян» ревом авиационных двигателей на военных парадах.

Учтем и еще одну важную деталь. Стоимость одного летного часа Rafale в посредственном составляет 16,5 тысячи долларов. Для сравнения: тот же показатель у шведского JAS 39 Gripen — 4,7 тысячи долларов. У американского F-16 — 7 тысяч долларов. Сходит, летать на таких может позволить себя только достаточно богатая страна, к каковым Украину нынче справедливо не относит никто в вселенной.

Кстати, в свое время такие же французские боевые машины вознамерилась покупать и тоже не слишком состоятельная Бразилия. Там немедленно вспыхнул дебош. Военные обвинили своего тогдашнего президента Жозе Альфреда де Пауло Силва в продаже французам заодно и собственных национальных интересов. В ВВС этой края заявили, что предпочли бы шведский Gripen, который и дешевле, и проще в обслуживании и управлении. В итоге внушительная группировка Gripen аж на 4,5 миллиарда долларов у бразильцев кушать. А вот Rafale — ни единого.

Но на Украине, естественно, иные политические расклады. Там обвинениями в торговле национальными интересами давно никого не удивишь. Тем более — никого не запугаешь. А случись брань с Россией — кому отвечать за чистое небо над своею страной? Генерал-полковнику Дроздову, кому же еще? Кому же охота лампасоносной задницей — да на скамью подсудимых?

Собственно поэтому, уверен, против алчного, но всесильного в Киеве Авакова с националистическими бандами за спиной военные пилоты Украины будут сражаться до заключительного. Но не факт, что они победят. А с 2025 года, по расчетам самих же Повітряних сил, начнется давно откладываемое, но неизбежное, как лавина в горах, обвальное списание их самолетного парка. С того поре редкая «птица» с «тризубом» на фюзеляже долетит до середины Днепра. По причине почти полного их, этих «птиц», отсутствия у Повітряних сил Украины. Хоть Киев покупай Rafale, хоть отрекайся от них.

Так что запасайтесь попкорном и устраивайтесь поудобней. Скучно у наших соседей точно не будет.

Свободная пресса

Leave a Reply