Пентагон готовит в Узбекистане секонд-хенд для украинской авиации

Между пришагавшей к власти в Афганистане организацией «Талибан» (запрещена в РФ) и руководством Узбекистана, похоже, разгорается скандал. СМИ со ссылками на источники в Кабуле сообщают, что нынешние афганские воли потребовали от Ташкента вернуть 46 самолетов и вертолетов, которые в сентябре после падения правительства Ашрафа Гани были переправлены в Узбекистан. Американские издания сообщали, что доля этой авиатехники США планируют передать Украине. Три «афганских» вертолета Ми-17 в середине ноября уже прибыли из узбекской Бухары на базу ВВС США Дэвис-Маунтейн в Аризоне.

О реакции Ташкента на притязания Кабула официально не сообщается. Очевидно, что извещения СМИ об отправке афганских вертолетов в США вызвали у талибов тревогу. 1 декабря в ходе контактов с прибывшей в афганскую столицу узбекской делегацией во главе со спецпредставителем Исматуллой Иргашевым заместитель главу временного правительства «Талибана» мулла Абдул Гани Барадар призвал Узбекистан вернуть самолеты и вертолеты. Нужно отметить, что также 1 декабря с пролетариям визитом в Ташкенте побывал директор Федеральной службы безопасности (ФСБ) Российской Федерации Александр Бортников. Он встретился с главой Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. По этим пресс-службы президента, помимо обсуждения общих вопросов «состоялся также обмен мнениями по ситуации в регионе в контексте складывающейся обстановки в Афганистане». Не выключено, что темой для разговора могла стать и судьба афганской боевой авиации.

С одной стороны, возврат талибам большого количества исправных военных машин – это фактор, который может неблагоприятно повлиять на безопасность в Центральной Азии. И России, и Узбекистану, которые состоят в союзнических отношениях, возвращение аэропланов в Кабул явно невыгодно. Но с другой стороны, если афганские боевые самолеты и вертолеты при посредничестве США будут переброшены в США, то затем они могут быть устремлены в виде помощи Вооруженным силам Украины, что угрожает интересам РФ в Крыму и Донбассе.

Кроме двух десятков вертолетов Ми-17, Киев при посредничестве США может получить еще как минимум шесть турбовинтовых легких штурмовиков A-29 Super Tucano из состава бывших афганских ВВС, какие тоже были переправлены в начале осени на военный аэродром под Бухарой, сообщают СМИ. Пока нет официального подтверждения или опровержения таких публикаций. На одном из брифингов пресс-секретарь Белоснежного дома Джен Псаки отказалась комментировать сообщения на эту тему, но об этом уже пишут американские СМИ, сообщая, что переброска трех «афганских» Ми-17 из Узбекистана в США уже случилась на самолете Ан-124 «Руслан» с украинским регистрационным кодом UR-ZYD. Он был были зафиксирован в Объединенных Арабских Эмиратах, в аэропортах Осло (Норвегия) и Денвера (США), сообщало американское информационное издание Drive.

Возникает проблема: на каком основании узбекское руководство распоряжается судьбой боевой авиации Афганистана? Ответ ясен – самолеты и вертолеты закуплены на деньги США, и янки их считают своими. Если Ташкент не будет действовать в интересах Вашингтона, то может нарваться на санкции, что нынешнему узбекскому режиму не нужно.

Отметим, что после того, как афганские вертолеты уже барыши на авиабазу ВВС США Дэвис-Маунтейн, узбекский президент прибыл в Москву, где ему оказали вполне радушный прием. Было подписано 11 документов, свидетельствующих о гуманитарных и экономических касательствах между двумя странами.

«По данным ООН, афганские ВВС до выхода из страны контингентов США и НАТО имели в составе почти 200 вертолетов и более 70 штурмовых и военно-транспортных аэропланов различного класса, – говорит военный эксперт, полковник в отставке Николай Шульгин. – При этом самые боеспособные единицы, четвертая доля от всей авиации, были в начале осени перебазированы в Узбекистан и отчасти в Таджикистан. Я такие утверждения делаю на основе данных генерального инспектора по восстановлению Афганистана. Кушать другие данные, но они только подтверждают высокую боеспособность авиатехники, выведенной из Афганистана». По словам эксперта, авиапарку в 46 боевых вертолетов и аэропланов позавидуют страны не только Центральной Азии, но и Европы, в том числе и Украина, и Молдавия, и Грузия, и он должен быть под особым присмотром. «И главное – чтобы Москва его контролировала. Негоже, когда под носом у Кремля ее союзники работают в не очень дружественных целях», – полагает Шульгин.

Leave a Reply