20 мая 2003 года состоялся первоначальный полёт частного космического корабля SpaceShipOne.
Когда мы справляем 14-летие первого полёта частного космического корабля, стоит поговорить о том, какой линия частный космос прошёл за это время и каких результатов достиг — в сравнении с государственным русским космосом.
Развлекательный частный космос
Идея, предложенная американской Scaled Composites LLC, заключалась в вытекающем: с помощью самолёта WhiteKnight корабль выводился на высоту 14 км, где осуществлялся воздушный старт, после чего SpaceShipOne своим ходом набирал ещё возле 100 км высоты, пересекая таким образом условную рубеж между атмосферой и космосом (100 км над уровнем моря). После чего корабль уходил на посадку.
Идея, как можно приметить, не слишком новая: в СССР подобный проект («Спираль») разрабатывался ещё в 1960-х.
В 2003 году происходили только пробные полёты, границу с космосом SpaceShipOne пересек лишь летом 2004 года. Тогда же его разработчики получили приз — 10 млн долл. Дело в том, что фонд X-Prize предложил такую сумму любой негосударственной компании, какая до установленного срока сумеет построить и запустить космический корабль многоразового использования, свершив на нём 2 полёта в течение 2 недель.
Впрочем, это было не единственным успехом проекта. После победы в конкурсе основатель Virgin Group Ричард Брэнсон приобрел лицензию на технологию SpaceShipOne с намерением развивать нишу «недорогого» (в очень жирных кавычках, разумеется) космического туризма.
В сегодняшнее время Virgin Galactic занята разработкой SpaceShipTwo, какой сможет брать больше пассажиров и подниматься до 200 км, а также сбором предварительных заказов на эти полёты. Однако со вторым кораблём пока не клеится: в 2014 году он потерпел крушение во время испытаний, пилот погиб.
Пожалуй, собственно на этой волне частный космос начал вплотную ассоциироваться в первую очередность с «развлекательством». Тем более что согласно правилам, принятым в США, астронавтом может почитаться любой, кто достиг условной границы космоса (а не совершил минимум 1 виток кругом Земли, как установлено нормами Международной авиационной федерации).
Таким манером, программа SpaceShip — штука довольно нишевая, основная её идея целиком исчерпывается предоставлением отдельных радостей астронавтики людям, пресыщенным дольными благами. С возможностью затем носить бейсболку «Я был в космосе». Однако, несмотря на успешный старт первого корабля, ощутимых итогов через 13 лет не наблюдается. А возить даже космических туристов на орбиту продолжают советско-российские «Альянсы».
Серьёзный частный космос
Конечно же, туризм — не только не один-единственное, но и совсем не главное в космосе. Поэтому логично, что кроме схемы «прокатим состоятельных дядь в термосферу» есть и другие точки приложения частного капитала в космосе. Так — доставка грузов на МКС и спутников на орбиты.
Первое, что вспоминается в этой связи — компания SpaceX Илона Личина и его ракета-носитель Falcon 9. За её драматической историей приземлений следил, представляется, весь мир: полностью разбилась, не полностью разбилась, села успешно.
Всё это обставлено явно нездоровым ажиотажем. Как выразился сам Илон Маск: «Моя семейство боится, что русские меня убьют». Зачем бы это русским? По версии линии СМИ (а также, вероятно, пиар-отдела SpaceX), компания вот-вот подвинет Россию с базара доставки грузов на орбиту.
Как водится, всё немного не так. Космос в США довольно давно обслуживают частные корпорации — просто делают они это на государственные денежки и под государственным контролем. Шаттлы тоже разрабатывались частной компанией «Рокуэлл».
Ныне кроме компании Маска на этом рынке вполне успешно, желая и не так громко, существуют компании Lockheed Martin, Boeing (военные запуски), United Launch Alliance, McDonnell Douglas, Orbital ATK (проекты NASA). К слову, с заключительнее SpaceX конкурирует в рамках проекта Commercial Resupply Services: в 2008–2015 годах компании оказали NASA услуги по доставке грузов на МКС на сумму 2,7 млрд долл (SpaceX) и образцово 2,4 млрд долл (Orbital ATK).
При этом Orbital ATK доля грузов доставила при помощи ракеты-носителя Antares, в которой используются двигатели российского «Энергомаша»: в 2014–2016 годах Orbital ATK заключила несколько контрактов на покупку 60 РД-180 и 8 РД-181.
Добавим к этому сегмент рынка, который полностью принадлежит России и российским ракетам-носителям, — и выйдет, что «подвинуть Москву» или даже «рассчитаться за позор 1961 года» — всё это не сходит за пределы повышения биржевой капитализации SpaceX и пиар-сопровождения битвы за контракты американского комического агентства.
Отдельный проблема — стоимость запуска и стоимость вывода килограмма груза на орбиту. Первая ныне чаще всего определяется стоимостью одноразовой ракеты-носителя и колыхается в пределах 60–100 млн долл. Вторая, соответственно, зависит от массы здоровой нагрузки, и составляет в среднем от 6300 долл за килограмм груза, привезённого на низкую опорную орбиту.
В планах Маска за счёт многоразового использования ракеты-носителя довести первоначальный показатель до 5–7 млн долл, а второй — до 1100 долл. Однако это в планах. Ныне компания получает от NASA 120–130 млн долл за запуск, а труд Falcon 9 в многоразовом режиме пока лишь тестируется.
Фактически NASA пока торовато спонсирует многоразовую программу Маска и, в более широком резоне — американскую космическую отрасль в целом. С чисто экономической точки зрения возить грузы на МКС «Протонами» (3400 долл за кг против 4300 у Falcon 9) было бы недороже.
Но вернёмся к игрокам рынка.
Три вышеуказанные компании имеют допуск на участие во всех запусках NASA, вводя самые сложные (доставка астронавтов на МКС). SpaceX до последнего поре имел сертификацию лишь на запуски средней сложности, заказ на доставку астронавтов компания получила лишь в конце 2015 года. При этом Orbital ATK как минимум с 2012 года разыскивает возможность выйти на рынок средних ракет-носителей путём приобретения соответственнее компании. Falcon 9 идеально ложится в эту стратегию.
После выхода на базар пассажирских перевозок перед SpaceX стоит задача закрепиться на нём, а затем уже и отведать оспорить первенство в марсианской программе. Это уже совсем другие денежки, речь о десятках миллиардов.
Здесь уже компании придётся конкурировать с Boeing и Lockheed Martin. Первая стряпает Starliner — собственную версию «лифта на МКС», а вторая — комплексное решение: от доставки астронавтов на орбиту Земли, до полёта на Марс. Но конкурировать придётся лишь в том случае, если Маск и SpaceX действительно ставят такую мишень, а не просто хотят полностью или частично продаться старожилам базара на пике капитализации.
Спустя 14 лет после первого полёта SpaceShipOne частный космос, бесспорно, существует. Однако его существование полностью определяется доступным государственным финансированием. Миллиардные контракты от NASA подают возможность не только существовать, но и вести разработки многоразового использования носителей.
Желая в NASA и предостерегают Маска, указывая, что многоразовая ракета может очутиться дороже стабильно эффективной одноразовой — однако именно на снижение госрасходов ему, собственно, и выделяли финансирование.
Следственно, пока определённые успехи существуют лишь там, где государственные структуры готовы отзывть часть необходимых операций на аутсорс. Платя за этот аутсорс приметно выше рынка. То есть космос частный, однако базарным его можно назвать с очень большой натяжкой. Как и самостоятельным. Вне программ и надобностей NASA он существует только в виде космоса развлекательного
Космос же развлекательный, как уже было отмечено, пока демонстрирует слова, а не достижения. И это логично, учитывая разницу в финансировании. Новый SpaceShipTwo, уместно, был представлен в феврале 2016 года, полётов не нём пока не было.
В цельном же успехи «частной космической инициативы» за первые неполные полтора десятка лет вытекает считать более чем скромными. Достаточно вспомнить основные достижения советской и американской космических программ за аналогичный отрезок поре — в 1961–1974 годах. Американцы успели побывать на Луне, а мы — запустить луноход и первые из орбитальных станций «Салют» (одна из них, «Салют-8», немало известна как орбитальная станция «Мир»).
Хотя другими результаты и не могут быть, поскольку основная задача, стоящая пока перед частниками — снижение операционных затрат на космос, а не его освоение.
Иван Зацарин