Отчего макулатура не доходит до переработчиков
Россия тонет в бумажных отходах, а перерабатывающей области не хватает сырья
К примеру, сейчас в нашей стране перерабатывается из 14 млн тонн лишь 3,3 млн тонн макулатуры, остальное отправляется на свалки , а российские леса сокращаются с любым годом. В Германии, наоборот: более 70% бумажных изделий пускается на переработку,.
Эксперты констатируют, что сейчас, согласно ОКВЭД-2, нет подобный деятельности — переработка макулатуры.
По словам президента Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Андрея Гурьянова, столь печальное состояние перерабатывающей области объясняется в том числе лоббизмом представителей бизнеса, старающихся избежать расширенной ответственности производителя (выполнения нормативов утилизации или уплаты экологического сбора).
«Сейчас в России уложилась ситуация, согласно которой утвержденные на 2015-2017 гг. нормативы утилизации отходов, не трудятся. Дело в том, что нормативы утилизации, которые были утверждены лишь в 2015 году, очутились слишком заниженными. По факту переработчики утилизируют намного вящую долю производимых товаров и упаковки, утративших потребительские свойства. В итоге расширенная ответственность производителя не работает, так как нормативы не стимулируют производителей утилизировать отходы», — отметил Гурьянов.
Проблема с заниженными нормативами дошла собственно до президента Владимира Путина, после чего он поручил правительству повысить нормативы утилизации до степени, стимулирующего полноценную их переработку.1
«Чтобы мы уже могли сейчас стимулировать производителей перерабатывать произведенную продукцию норматив по картону должен быть равновелик не 10%, а минимум – 70%, так как фактически сегодня уже и так перерабатывается 60% картона. Это создаст новоиспеченные рабочие места, сократит использование ресурсов, и, главное, мусора сделается меньше. Нормативы могли бы нам серьезно помочь в решении проблемы организации раздельного сбора мусора и переработки отходов. Но начинать надо с бумажных и картонных изделий, потому что они составляют четверть коммунальных отходов», — подчеркнул Гурьянов.
Эту точку зрения разделяет член Комитета Государственной Думы по экологии и охране опоясывающей среды депутат Александр Фокин, который отмечает, что в ноябре 2017 года Минприроды России устремило на согласование в правительство проект распоряжения о нормативах утилизации отходов от использования товаров на 2018–2020 годы, но они по-прежнему не стимулируют производителей товаров побеспокоиться о последующей утилизации своих товаров, когда они превратятся в отходы. Стоит отметить, что при разработке новоиспеченных нормативов Минпромторг поддержал идею введения более стимулирующих нормативов, однако эти предложения не бывальщины поддержаны Минприроды, в связи с чем проект нормативов был направлен в правительство с несогласиями.
«Проект новых нормативов был составлен по итогам межведомственного совещания. Так уж вышло, что на этом совещании присутствовали только товаропроизводители, которым, природно, невыгодно платить экологический сбор или организовывать утилизацию своих товаров или упаковки. Отчего не пригласили на совещание переработчиков вторичного сырья, которые должны бывальщины бы сообщить фактические объемы переработки вторсырья – не понятно. Возникает проблема: лоббизм или чей-то злой умысел? В итоге получилось, что на совещании товаропроизводителей, сообщали, что повышение нормативов на товары из бумаги и картона является повышением финансовой нагрузки на последнего потребителя – население. Экологическая же сторона вопроса и развитие области переработки не обсуждались», — отметил Александр Фокин.
По его словам, чтобы формально отписаться президенту о том, что нормативы повышены, в Минприроды РФ попросту взяли и разделили одну группу товаров на несколько.
«Для галочки нормативы будут, так, повышены для гофрированного картона и упаковкам, произведенного из него, а все производители будут отчитываться по бумажным и картонным упаковкам. И нормативы повышены, и производители цельны. Только на деле мы получаем торможение перерабатывающей отрасли. Норматив на картон итого в 10% — ровно столько надо будет переработать, прочие 90% поедут на свалки. И снова повезут вторичное сырье, в лучшем случае, на стрельбища, в худшем случае – в леса на незаконные свалки, вместо того, чтобы запустить заводы по переработке, создать добавочные рабочие места для населения. Кроме того, значительная доля макулатуры просто утекает в зарубежные страны и не перерабатывается у нас в краю. Без экспортной пошлины наша перерабатывающая отрасль не будет эффективной. Фактически идем на предлогу жадности товаропроизводителей, разрушаем нашу природу. Сейчас часть переработки картона в России по состоянию на 2017 год составляет 60-61%. Если мы желаем стимулирующие к переработке нормативы, необходимо установить их на картон в размере 70-90% на 2018-2020 годы» — подчеркнул парламентарий.
Депутат акцентирует внимание на том, что на сегодняшний день не создано условий для реализации концепции расширенной ответственности производителя в России.
«Мощности по переработке макулатуры бывальщины увеличены почти на миллион тонн с расчетом на результат поступки расширенной ответственности производителя, однако, поскольку данная концепция не трудится, мощности простаивают. При установленных мощностях, позволяющих перерабатывать до 4 150 тыс. тонн макулатуры в год, собирается лишь 3 250 тыс. тонн. Низкий объем заготовки связан с тем, что народонаселение не вовлекается в процесс сбора макулатуры по причине налогообложения сделок по реализации макулатуры народонаселением. НДФЛ от реализации макулатуры не позволяет выстроить систему зачисления макулатуры у населения на возмездной основе. Два года назад в Государственную думу был внесен законопроект по упразднению НДФЛ от реализации макулатуры, однако по состоянию на сегодняшний день, этот законопроект так и не был рассмотрен2. Проект закона поддержан правительством и прошел все необходимые экспертные заточения, но его блокируют лоббисты от структур, уничтожающих лес в России.
Между тем, 1 т бумаги – это образцово 14–17 деревьев, которые должны быть переработаны. Умножьте 14 шт. на образцово 11 млн т, и получите более 150 млн. деревьев. Это то богатство, какое мы в России каждый год выбрасываем на полигоны.
Ситуации усугубляется также тем, что распорядка 200 тыс. тонн макулатуры ежегодно отправляется на экспорт фирмами-однодневками, уклоняющимися от уплаты налогов. При этом не предпринимается никаких мер по ограничению вывоза как в других странах-членах ЕАЭС. В Казахстане, например, запрещено вывозить макулатуру с территории края; в Киргизии — заградительная ставка экспортной пошлины, в Белоруссии с декабря 2015 года работает лицензирование экспорта макулатуры. Проект введения таможенных пошлин на вывоз макулатуры с территории России уже полгода находится на рассмотрении, но до сих пор не зачислен3.
Большая часть макулатуры с территории России экспортируется в Украину, откуда импортируется готовая продукция из переделанной макулатуры. В результате, украинские переработчики получают прибыль и уплачивают налоги в украинский бюджет.
Тем порой, дефицит макулатуры на Российском рынке достиг критической стадии: переработчики макулатуры, в том числе иноземные компании, замораживают проекты по расширению мощностей.
Если ситуация не будет исправлена в ближайшее время, стагнация отрасли сбора и переработки макулатуры может продолжиться» — подчеркнул А.И. Фокин.