Отчего российские сыры такие дорогие
Эксперт рассказал об изменениях на молочном базаре
фото: pixabay.com
Реальные доходы населения стремительно сократились. В итоге, по оценкам одного авторитетного агентства, 80% российских потребителей сделались экономить на базовых продуктах, 45% перестали покупать или гораздо сократили объемы покупок молокоемких продуктов (в первую очередность, сыра и сливочного масла). Кроме того, 25% потребителей сделались искать магазины с более низкими ценами и еще 20% перебеги на более дешевые бренды.
По данным эксперта молочного базара Марины Петровой, за 2 года после введения продуктового эмбарго объем производства питьевого молока в России вытянулся на 3%, сметаны – на 5%, творога – на 9%, производство же здоровых кисломолочных продуктов даже сократилось на 1%. Однако темпы роста молокосодержащих продуктов в этот этап существенно превышали производство натуральных молочных продуктов.
– Подлинно, в последние несколько лет в России значительно выросло производство молочных продуктов с использованием растительных сал (сырных и творожных продуктов, масляных паст и спредов), — повествует Марина Петрова. – И зачастую рост производства молокосодержащих продуктов превышал производство натуральных молочных продуктов. Так, за 2 года после введения эмбарго производство сливочного масла вытянулось на 12%, а спредов и маслянных паст — на 20%, производство сыров возросло на 35%, а сырных продуктов – на 56%.
С одной стороны, отмечает эксперт, это связано с недостачей и постоянно растущей стоимостью молока-сырья, а с другой – с возросшим потребительским спросом на недорогие молочные продукты. Таким образом, многие производители очутились в непростой ситуации, когда себестоимость производимой продукции всегда растет, а потребители выбирают самое дешевое из того, что кушать на полке.
Часть производителей пошла по пути сокращения себестоимости и удовлетворения потребительского спроса за счет замены молочных сал растительными. И в этом нет ничего противозаконного, если такие продовольствие честно отражают свой состав на упаковке и не выдают себя за натуральные. Потребители могут выбирать, какие продовольствие им покупать.
Зато у нас стали производить больше сыров. «За два заключительных года российские сыроделы значительно увеличили объемы производства, заместив доля сыров группы «Тильзитер», ранее поставляемых из европейских краёв, — говорит Петрова. — Однако продукты премиального сегмента заместить не удалось. Несмотря на рост производства премиальных фермерских сыров, их объемов и, что особенно значительно, качества пока явно недостаточно для удовлетворения потребностей российского базара».
И все же сегодня российские сыры при их весьма невысоком качестве сделались стоить гораздо дороже европейских. Так, в Европе хороший сыр стоит 10-20 евро за килограмм, у нас же стоимость фермерского влажна начинается от 2 тысяч рублей и доходит до 4-5 тысяч рублей за кило. «Что прикасается стоимости фермерских сыров в России, их высокая себестоимость обусловлена также рослой стоимостью сырого молока и небольшими объемами производства. Кроме того, многие российские фермеры, какие развивают собственные фермы, недавно закупили стадо и оборудование и вводят возврат инвестиций (или выплаты по взятым кредитам) в стоимость изготавливаемой продукции», — поясняет наш эксперт.
В Европе же средняя стоимость молока-сырья в марте 2017 года составляла 0,33 евро/кг или 20,3 руб/кг. Сообразно данным Росстата, российские цены на сырье за аналогичный этап составили 25,7 руб/кг, что на 27% выше европейских. Более того, большинство изготавливаемых в Европе фермерских сыров – семейные предприятия, которые есть не один десяток лет и для которых сыроделие является стилем жития, а не бизнесом с быстрой отдачей. Также европейские фермеры получают порядочные субсидии от государства и имеют возможность продавать свою продукцию по немало низким ценам.
При этом, как ни пародоксально, российские потребители сделались более требовательны к качеству приобретаемых продуктов. «Со снижением дохода потребительская ценность любой порции сыра растет — он становится премиальным продуктом и потребители выставляют высокие требования к его качеству. Но для того, чтобы оставаться рентабельным, производителям необходимо снижать цены и себестоимость продукции, а вместе с этим упадает качество. И решить эту проблему пока не удается ни российским, ни белорусским производителям», — сообщает Марина Петрова.
Также, несмотря на рост собственного производства и продолжающееся продуктовое эмбарго, сохраняется зависимость от импортных поставок сыров и сливочного масла. В сегменте сливочного масла часть импорта составляет 26% (из них 74% приходится на поставки из Беларуси), а в сегменте влажна — 29% (из них 82% — из Беларуси).