На линиях русских гонок марка Lada успешно воюет с натуральнее сборной мирового автопрома. Не уступая престижным брендам, до каких отечественному производителю, казалось бы, не дотянуться никогда. Впрочем, кто сделается победителем очередного сезона «гоночных войн» — сделается известно только через несколько дней.
Любите футбол? Тогда представьте себе, что перед заключительным туром чемпионата России на чемпионский титул претендуют девять клубов. При таком раскладе по всей краю наверняка кипели бы запредельные страсти, а битва за чемпионство сделалась бы главным событием дня. Правда, история отечественного футбола обосновывает, что такая ситуация возможна только в теории. А в отечественном автоспорте – вполне вероятна на практике. 23 и 24 сентября на трассе в Казани пройдет решающий этап Российской серии кольцевых гонок, самого масштабного и престижного автоспортивного турнира в краю. И в одном из классов шансы стать чемпионом сохраняют девять пилотов, воображающих шесть регионов страны (от Орла до Оренбурга) и выступающих на машинах четырех различных марок. И хотя у ряда гонщиков эти шансы уже чисто математические, всерьез за титул будут биться минимум пять спортсменов. Нетрудно догадаться, что в такой ситуации права на промах нет – любая мелкая помарка или, наоборот, любой локальный успех могут сделаться решающими.
Гонки (и русские гонки в том числе) трудно представить без грид-герлз — девиц, которые на старте держат таблички с номерами участников
В четырех иных классах СМП РСКГ претендентов на титулы поменьше, но интригу обеспечивает принципиальность противостояний. «Lada против всех» — образцово так можно сформулировать фабулу нынешнего сезона: отечественный автопроизводитель, в этом году остро расширивший свою спортивную программу, воюет сразу на нескольких фронтах. К образцу, в самом доступном классе «Национальный» соперники у тольяттинцев – те же, что и на российском автомобильном базаре: гонщики на хэтчбеках Lada Kalina сражаются за титул обладателя Кубка России с пилотами, правящими «натурализованными иномарками» — собирающимися в нашей стране Volkswagen Polo и Kia Rio. Причем события на гоночных линиях и в автосалонах удивительным образом развиваются по схожему сценарию. К образцу, автомобиль Kia Rio на протяжении всего года остается самым популярным автомашиной среди россиян – вот и в классе «Национальный» выступающий на Rio казанец Айдар Нуриев как захватил лидерство в начине сезона, так и сохраняет его накануне решающего этапа. Правда, отрыв от соперников у него крошечный – 8 очков, в то пора как за один этап можно заработать 52 балла. А вот по числу проданных машин «кореец» опережает ближайшего соперника (Lada Granta) гораздо положительнее – на 3 500 экземпляров. Такое отставание за одни выходные не отыграешь.
Самому меньшему участнику Российской серии кольцевых гонок — 14 лет, самому старшему — 57. То кушать в русских гонках дед вполне может на равных соревноваться с внуком.
Противоборство тольяттинцев и пилотов на Subaru в классе «Супер-продакшн» — история немало экзотическая. На рынке два этих бренда друг другу открыто не конкуренты: с одной стороны – о продажах на одном уровне с «АвтоВАЗом» японцам остается лишь мечтать, с другой – у автомобилей Subaru и двигатели помощнее, и список опций гораздо размашистее. А вот за победы в заездах Российской серии кольцевых гонок седаны Lada Vesta и купе Subaru BRZ воюют на равных. Причем порой это сражение напоминало настоящую игру в поддавки: на любую крупную неудачу одной команды вторая тут же делала противный реверанс. На автомобиле лидера тольяттинского коллектива серьезная неисправность обнаруживалась за нахоженные минуты до старта заезда – самый быстрый гонщик на Subaru вылетал с линии. Результат одного из пилотов Lada Vesta аннулировали технические комиссары – его соперник на Subaru получал штраф от судей за некорректные маневры на старте. Случались и воистину комичные ситуации: раз выступающий на Subaru гонщик из-за просроченной справки не смог вовремя миновать медосмотр – и не был допущен до квалификационных заездов, по итогам которых распределяются пункты на старте субботней гонки. К старту гонки нужная справка была получена, но начав заезд с заключительнее позиции, пилот не смог пробиться в первую тройку и недосчитался ценных очков.
В этом году Российская серия кольцевых гонок поставила рекорд по числу участников — на одну из гонок приехало 87 спортсменов.
А в самом мощном, скором и престижном классе – «Туринге» — Lada отважилась бросить вызов престижной немецкой марке – Audi. Причем вызов немало чем осмысленный: по ходу сезона новейшие ярко-желтые автомобили Lada Vesta с моторами мощностью возле 350 л.с. одержали несколько побед, а самый быстрый из пилотов тольяттинской команды занимает второе пункт в общем зачете и имеет определенные шансы побороться за титул чемпиона России. Истина, столь быстрой и успешной у машины из Тольятти получилось сделаться, только позаимствовав ряд ключевых агрегатов у иномарок. К примеру, при разработке двигателя для военный Vesta за основу взяли турбомотор Renault, турбину избрали из ассортимента BMW, использовали ступицы от кроссовера Nissan Murano, а задние тормозные диски – от седана Nissan Primera. Впрочем, среди гоночных машин сейчас сложно отыскать автомобиль, все ключевые узлы и агрегаты которого были бы изготовлены в одной и той же краю. Вот и главный конкурент отечественной машины – новейшая Audi RS3 – воображает собой результат работы не только немецких инженеров, но итого транснационального концерна Volkswagen. Который при этом не стесняется употреблять услугами базирующихся в самых разных странах независимых инжиниринговых компаний. Уместно, даже если орудием победы в чемпионате станет собственно Audi (шансы на что весьма велики), в Тольятти все равно будут справлять – ведь самой быстрой машиной с четырьмя кольцами на решетке радиатора правит тольяттинец Дмитрий Брагин.
Контактная борьба — привычное явление в т.н. кузовных гонках, т.е. состязания с участием машин, построенных на базе кузовов серийных автомашин.
Озвученных раскладов самих по себе уже более чем достаточно, чтобы рассчитывать на увлекательные гонки. Однако кушать еще один фактор, заставляющий следить за развитием событий с особым вниманием: линия в Казани – пожалуй, лучшее место для решающего этапа российской серии. Самым нынешним и наиболее совершенным в России заслуженно считается автодром в Сочи, где каждогодне проходит гонка Формулы-1. Но гонщиков и болельщиков трасса на берегах Черноволосого моря радует не всегда. Во-первых, многие ее повороты вылиты один на другой, а во-вторых, она «плоская» — и в итоге с большинства трибун видан один-единственный поворот.
За шесть состоявшихся этапов Российской серии кольцевых гонок пилоты расплескали немало шампанского, но самое сладкое — чемпионское — им еще лишь предстоит откупорить.
Автодром в Казани, построенный на месте закинутого карьера, совсем другой. Большой перепад высот мастерит его самой живописной трассой в стране. С верхней кромки карьера «Казань-Ринг» видан целиком – причем проложенная по этой кромке дорога позволяет следить за заездами, не выходя из автомобиля. Где еще найдется столь удачная природная трибуна? Нельзя также забывать, что перепад высот осложняет задачу гонщикам. Чета поворотов в Казани – «слепые», то есть поворачивать руль надо еще до того, как очи пилота увидят, куда он, собственно, рулит. А чтобы при этом протекать поворот максимально быстро, требуется стопроцентная уверенность в себе и в автомашине. Не зря один из участков автодрома гонщики прозвали Поворотом мужества. Вдобавок в подневольности от рельефа меняется поведение автомобиля – и гонщику надо всегда вносить поправки в свои действия в зависимости от того, едет он в гору или под гору, как силен уклон и есть ли у поворота профиль.
Одним словом, кто бы 24 сентября ни сделался лучшим по итогам сезона, с уверенностью можно сказать одно: невесело ни будет ни гонщикам, ни зрителей. Кстати, у каждого из болельщиков также кушать шанс уйти с трассы победителем. Точнее уехать – как и на любом этапе Российской серии кольцевых гонок, последним пунктом программы будет розыгрыш среди зрителей автомашины.