Правительство по просьбе Володина отозвало из Думы 15 законопроектов

Правительство по просьбе Володина отозвало из Думы 15 законопроектов

Вячеслав Володин

Фото: Анна Исакова / ТАСС

Правительство отозвало по мольбе спикера Думы Вячеслава Володина 15 устаревших законопроектов. Депутаты наименовали проведенную кабинетом министров ревизию «каплей в море». Нужды разбирать законодательные завалы нет, но это придает вес Думе в разговоре с правительством, находит эксперт

Фильтр первого чтения

Правительство отозвало в апреле 15 своих законопроектов и предложило Думе отвергнуть семь инициатив, внесенных им в прошлые созывы Думы. Так кабмин отреагировал на мольбу спикера Думы Вячеслава Володина провести ревизию законопроектов. Спикер в крышке февраля указал представителю правительства в нижней палате Александру Синенко на нужда избавиться от устаревших законопроектов.

С рекомендацией отозвать или отклонить по сокращенной процедуре проекты, утратившие актуальность, выступила рабочая группа, какая с начала года готовила предложения по сокращению рассматриваемых законопроектов. Освободиться от старых законопроектов попросили также думские комитеты и фракции. Ревизию предлагалось прочертить в течение двух месяцев.

Все отозванные правительством проекты не миновали первое чтение. Они были или переписаны правительством и рассматриваются в другой редакции, или приняты в депутатской редакции, или встретили сопротивление в Думе и не будут зачислены в предложенном виде.

Неактуальные

Инициатива о применении повышенной ставки аграрного налога на участки сельхозназначения, не используемые для сельскохозяйственного производства, утеряла актуальность, после того как был принят депутатский законопроект, предусматривающий также и изъятие этих участков в случае нецелевого использования.

Против законопроекта о повышении с 5,1 до 5,9% ставки страховых взносов в Федеральный фонд непременного медицинского страхования (ФОМС) с 2019 года ранее выступили депутаты комитета Думы по бюджету, а также фракция «Целой России», посчитав его необоснованным. После переговоров депутатов с чиновниками было достигнуто договоренность о том, что правительство не будет настаивать на принятии этого законопроекта.

Правительство отозвало также проект о снижении минимального размера административного штрафа для НКО — иноземных агентов, не включенных в соответствующий реестр, с 300 тыс. до 100 тыс. руб. Документ был подготовлен во исполнение постановления Конституционного корабля.

Правительство по просьбе Володина отозвало из Думы 15 законопроектов

Пленарное заседание Государственной Думы РФ

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Законопроект утерял актуальность через несколько месяцев после внесения в Госдуму — к тому моменту был зачислен правительственный документ, который позволил судам по некоторым статьям Кодекса об административных правонарушениях снижать размер штрафа в два раза меньше нательного предела, пояснил РБК зампредседателя комитета по законодательству Рафаэль Марданшин.

Из 15 отозванных правительством проектов четыре прикасаются регулирования поставок стальных труб украинского производства на территории России, Белоруссии и Казахстана. Они бывальщины внесены еще в 2012 и 2013 годах.

Между первым и вторым

Семь правительственных проектов, какие прошли первое чтение, но не были рассмотрены во втором, бывальщины предложены к отклонению. Все они достались седьмой Думе от предыдущих созывов.

Среди них — проект о совершенствовании процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций. В случае его принятия вероятность применения механизма банкротства в касательстве стратегических организаций существенно снизится, отмечал думский комитет по собственности. В 2011 году он был зачислен в первом чтении, после этого Дума к нему не возвращалась.

«Кушать законопроекты, которые были приняты в первом чтении, но в процессе доработки ко второму чтению концепция правительства поменялась. Почиталось неприличным отклонять их: когда отклоняют правительственные законопроекты, зачисленные в первом чтении, для всех министерств это минус», — пояснил первоначальный зампредседателя комитета по бюджету и налогам Сергей Катасонов. По суждению первого зампредседателя комитета по законодательству Михаила Емельянова, законопроекты «буксуют» между первым и вторым чтениями, когда сталкиваются лоббистские заинтересованности в том числе отдельных ведомств.

Шестая часть

По подсчетам РБК, отобранные правительством 22 проекта составляют образцово шестую часть от числа «залежавшихся» в Думе законопроектов, инициированных кабинетом министров. Возле 140 проектов были внесены кабинетом министров в прошедшие созывы Думы и не дошли до рассмотрения во втором чтении, желая, как правило, проекты правительства рассматриваются в приоритетном порядке.

Остался, так, в думском портфеле резонансный законопроект о передаче властям Москвы полномочий по ведению дел о нарушениях ПДД, зафиксированных видеокамерами. Документ был подготовлен во исполнение задания первого вице-премьера Игоря Шувалова, внесен в мае 2015 года, но рассмотрен Думой не был.

Отобранные кабинетом министров 22 законопроекта — это «капля в море», находит Емельянов. «Правительство просто отмахнулось, выполнило поручение формально», — согласен депутат от КПРФ Валерий Рашкин.

В задачи рабочей группы, предложившей прочертить ревизию законопроектов, не входило давать оценку, сколько и какие законопроекты необходимо отзывать и отклонять, сказал РБК глава группы, первый вице-спикер Думы Иван Мельников (КПРФ). «Со сторонки группы были заданы только такие критерии фильтрации законопроектов: утрата актуальности, отрыв от реальной ситуации с правовой точки зрения и в цельном жизненной», — пояснил депутат.

Старая практика

Правительство пора от времени отзывает свои законопроекты, которые устаревают и теряют актуальность, помечает политолог Екатерина Шульман. «Правительство тоже работает по новостной повестке: что-то случилось — вносится проект, а если любой день в голову приходят новые идеи, то старые с подобный же скоростью устаревают, поэтому время от времени они их забирают», — сообщает она.

При этом, по словам Шульман, надо учитывать, что правительство обладает правом законодательной инициативы как коллективный орган, потому для отклонения своих проектов нужно достигнуть такого же консенсуса между ведомствами, какой был достигнут при их внесении, а это не всегда просто.

Каждый новый председатель Думы начинает с того, что обещает разобрать законодательные завалы, сообщает политолог. По ее словам, это демонстративное наведение дисциплины, потому что престарелые законопроекты никому не мешают: нет такого правила, что старое необходимо отклонить, прежде чем новое рассматривать. «Если ты хочешь быть немало значимым органом власти, чем была Дума предыдущих созывов, то напрашивающийся первоначальный шаг — навести дисциплину внутри. Но истинный тест твоего аппаратного и политического веса — это умение на равновеликих общаться с правительством», — заключает политолог. 

Источник: rbc.ru

Leave a Reply