Автор: Антон Тестов
Не секрет, что третий квартал календарного года почти вечно удачен с точки зрения продаж дискретных графических процессоров (graphics processing units, GPUs): многие дистрибьюторы и производители ПК готовятся к росту спроса на системы и графические карты перед новогодними каникулами и заполняют строи. Этот год не стал исключением, главным образом потому, что как AMD, так и NVIDIA, представили новейшие семейства GPU в этап с мая по август. В ходе недавних квартальных отчётов обе компании заявили о повышенном спросе на графическую продукцию.
AMD: Мы наблюдаем отличный прогресс благодаря Polaris
Третий квартал финансового года корпорации Advanced Micro Devices заканчивается 26 сентября и образцово соответствует третьему кварталу календарного года. Компания обыкновенно не раскрывает выручку, которую получает от продаж графических процессоров, но публикует всеобщие продажи CPU и GPU, которые составили в отчётный период $472 млн (+9 % по сравнению с предыдущим кварталом и +11 % по сравнению с аналогичным этапом прошлого года).
В ходе телеконференции с инвесторами и финансовыми аналитиками руководство AMD открыло, что общие поставки дискретных GPU выросли по сравнению с предыдущим кварталом и третьим кварталом 2015 года на двузначную размер в процентах. Кроме того, доход от отгрузки GPU в каналы торговель (розница, локальные сборщики ПК) были рекордными с 2014 года, что означает продолжение роста поставок графических карт AMD Radeon по сравнению с предыдущими кварталам. При этом семейство Radeon RX принесло немало половины «канальной» выручки.
«Выпуск расширенного семейства графических процессоров Polaris и первоначальный полный квартал продаж RX480 вывели выручку от поставок дискретных GPU в канал торговель, а также среднюю продажную стоимость на рекордные уровни с основы 2014 года», — сказала Лиза Су (Lisa Su), исполнительный директор AMD, в ходе телеконференции с инвесторами и финансовыми аналитиками.
Помимо прочего, госпожа Су отметила рост выручки от торговель профессиональных графических карт вот уже четвёртый квартал подряд, а также увеличивающиеся торговли серверных ускорителей на базе GPU.
Примечательно, что компания AMD разрешила отказаться от выпуска нового топового графического процессора в этом году (Greenland, какой теперь называют Vega) и сконцентрироваться на продвижении двух GPU для посредственного и начального ценовых сегментов (Baffin, Ellesmere которые получили обозначения Polaris 10 и Polaris 11). Как последствие, все приобретения AMD на рынке GPU относятся к относительно недорогим потребительским графическим адаптерам (Radeon RX), а также к профессиональным решениям на базе микросхем предыдущих поколений (Radeon Pro на основе Fiji).
NVIDIA: Торговли игровых GPU составили $1,24 млрд за квартал
На сегодняшний день большинство графических процессоров из семейства Pascal уже представлено, но они ещё не вытеснили решения предыдущих поколений из модельного линии продукции NVIDIA. Кроме того, спрос на новые GPU всё ещё превышает предложение, а компания продолжает наращивать производство новейших микросхем. Тем не немного, семейство GeForce GTX позволило NVIDIA побить рекорд в районы продаж графических процессоров для игровых систем в третьем квартале финансового 2017 года (закончился 30 октября).
«Доход от торговли игровых графических процессоров превысил $1 млрд и возрос на 63 % [по сравнению с аналогичным периодом] год назад, составив рекордные $1,24 млрд», — произнёс Колетт Кресс (Colette Kress), финансовый директор NVIDIA, в ходе телеконференции с инвесторами и финансовыми аналитиками. «Спрос на GPU для настольных и мобильных ПК был росл во всех географических регионах и по всему спектру продукции: от GeForce GTX 1050 до TITAN X».
Торговли дискретных графических решений GeForce и Quadro, а также вычислительных процессоров Tesla в третьем квартале финансового 2017 года составили рекордные за всё пора существования компании почти $1,7 млрд. При этом торговли профессиональных графических карт Quadro остаются на уровне возле $207 млн, тогда как выручка от продаж вычислительных карт для суперкомпьютеров (Tesla) вытянулась за год в три раза, до $240 млн. Таким образом, можно констатировать, что игровые карта GeForce GTX, а также специализированные ускорители Tesla на базе зодчеств Maxwell и Pascal позволили NVIDIA существенно увеличить доход.
Примечательно, что Дженсен Хуанг (Jen-Hsun Huang), исполнительный директор корпорации NVIDIA, заявил, что все анонсированные продовольствие на базе архитектуры Pascal уже прошли квалификационные тесты производителей ПК и могут быть использованы в составе систем. Однако спрос чересчур велик, и компания работает с производственным партнёром Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. над увеличением производства. К сожалению, из комментария главы NVIDIA неотчетливо, пытаются ли две компании увеличить уровень выхода годных кристаллов, или же TSMC пытается повысить количество выпускаемых пластин, обрабатываемых при помощи технологии 16 нм второго поколения (CLN16FF+). Тем не немного, очевидно, что пока спрос на новые графические процессоры не может быть ублаготворён в полном объёме, а значит, можно ожидать, что продажи дискретных GPU разработки NVIDIA останутся на рослом уровне и в текущем квартале.
«Что касается Pascal, то мы всё ещё наращиваем производство», — произнёс господин Хуанг. «Сам процесс производства полностью запущен в том плане, что все наши продовольствие сертифицированы и квалифицированы нашими OEM-партнёрами. Тем не менее, спрос ещё будет велик. Потому мы продолжим работать с TSMC […] какая делает отличную работу для нас. Выход годных 16-нм FinFET-микросхем фантастический, как и поддержка со сторонки TSMC. Нам надо просто продолжать в том же духе».
Увлекательно отметить, что все анонсированные на сегодняшний день графические решения на базе Pascal классифицируются как игровые и продаются под торговой маркой GeForce GTX (TITAN X почитается устройством для полупрофессионального применения энтузиастами). При этом несложно приметить, что продажи недорогих графических процессоров для готовых ПК упали до исторического минимума, что может как подчёркивать базарные тенденции, так и означать очистку «склада» от старых GPU в преддверии понятия GP108, самого младшего представителя семейства Pascal.