Встреча министров иноземных дел в «нормандском» формате завершилась подтверждением текущих разногласий сторонок относительно того, в какой последовательности выполнять Минские договоренности.
То, что очередной раунд переговоров закончится безрезультатно, было популярно накануне. Министры приехали в Минск, не имея полномочий на преодоление не раз озвученных противоречий между расстановкой приоритетов в различных вариантах «путевой карты», которые были предварительно подготовлены специальными помощниками лидеров России, Германии, Франции и Украины сообразно решению саммита «четверки» в Берлине от 19 октября. Потому участники были единодушны в выражении своего пессимизма. Политики прозрачно намекали, что встреча провалится, и что вопрос о единой «путевой карте», которую готовы выполнять все стороны конфликта, откладывается на неопределенный срок.
Россия сигнализировала партнерам о своем согласии перетащить министерскую встречу в «нормандском формате» до того момента, когда будут желая бы намечены возможные пути устранения разногласий. Однако Германия все равновелико настояла на ее проведении, чтобы продемонстрировать, что саммит лидеров «четверки» в Берлине не прошел вхолостую и что дипломатический процесс по урегулированию конфликта продолжается, несмотря на все преграды.
После завершения переговоров публичные комментарии министров бывальщины скупыми, но задавали вполне однозначную интерпретацию итогов встречи. Министр иноземных дел России Сергей Лавров признал, что сторонам «не удается согласовать последовательность шагов в сфере безопасности и политических реформ». Глава МИД Украины Павел Климкин констатировал отсутствие «согласия по всем принципиальным проблемам» и наличие фундаментальной разницы в видении «дорожной карты». В свою очередность, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер сообщил, что стороны «все еще дальни от политической договоренности, которая подготовила бы почву для местных выборов в регионе».
Вина провала – в противоположном истолковании Россией и Украиной того, что должна воображать собой «дорожная карта». По своей задумке, документ получит вид всеобщей пошаговой инструкции по выполнению Минских соглашений, которую одобрят все сторонки. В то же время Москва видит в задаче составить такой документ возможность раз и навек поставить точку в продолжающемся уже более двух лет споре с Киевом сравнительно порядка имплементации минского Комплекса мер от 12 февраля 2015 года. «Карта» синхронизирует проблемы безопасности с выполнением политических обязательств, прекратив безрезультатные препирательства России и Украины о том, какие пункты договоренностей должны быть первичны. Напомним, Украина настаивает на том, чтобы все проблемы безопасности, которые она трактует максимально расширенно, были разрешены до перехода к политическим пунктам. Россия требует, как это, собственно, и записано в Комплексе мер, вступления особого статуса до проведения выборов, чтобы создать верные гарантии для республик и пространство доверия между участниками конфликта, и продвигаться дальней в направлении мирного урегулирования, в том числе, в вопросах безопасности.
Со своей сторонки, Киев рассматривает «дорожную карту» как документ, который будет не уточнять, а дополнять все ранее подмахнутые соглашения в рамках Минска-2. Поэтому в ходе обсуждения «карты» украинская сторонка пытается легитимировать включение в мирный процесс требований, какие либо остаются открытыми с точки зрения минского Комплекса мер, либо вовсе не включены в него. Так, Киев выдвинул требование роспуска структур ДНР и ЛНР до начала политического урегулирования. По суждению Кремля, это противоречит самой идее примирения в Донбассе, поскольку одна из сторонок конфликта использует переговорный процесс для ликвидации другой – лишь уже не военными, а дипломатическими методами.
Париж и Берлин предпочитают содержать дистанцию от этого конфликта интерпретаций. Они подчеркивают, что не планируют оказывать жесткое давление на Киев, чтобы вернуть его к тексту минских договоренностей. Между саммитом «нормандской четверки» в Берлине и встречей глав МИД в Минске помощники лидеров вели длинную работу, пытаясь наметить треки к составлению единого документа. Россия и Украина устремили партнерам по переговорному процессу свое видение «дорожной карты». Германия и Франция также отметили свою позицию. Впоследствии предложения Берлина и Парижа начали сближаться с украинским вариантом. Что прикасается дополнительных требований Киева в сфере безопасности, немцы и французы объясняли, что видают свою роль в том, чтобы быть посредниками между Россией и Украиной, и не планируют выливать свое мнение по этим вопросам, ожидая, когда Киев и Москва условятся сами. В результате траектории выхода на позитивную динамику нет, и сторонки в очередной раз заявляют о том, в чем именно они не согласны.
Очевидно, что преодоление льющихся противоречий находится исключительно в компетенции лидеров «нормандской четверки». Компромисс не будет достигнут ни министрами, ни помощниками. Поскольку никаких предпосылок для него в этот момент не существует, можно ожидать, что Минские соглашения вновь будут удлинены на следующий год и, как и в 2015 году, без создания условий для быстрого прорыва. Труд помощников по «дорожной карте» будет продолжаться в декабре. Однако вероятность того, что до основы рождественских праздников в Европе и нового года получится добиться знакового прогресса, стремится к нулю.
Кроме заседаний Контактной группы, заключительнее известной важной датой для минского процесса в этом году остается 23-е заседание Рекомендации министров иностранных дел ОБСЕ, которое запланировано на 8 и 9 декабря в Гамбурге. На нем планируется вновь возвысить тему размещения вооруженной полицейской миссии в Донбассе. Ранее официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шеффер допустил, что этот проблема может быть согласован или даже решен на встрече глав МИД ОБСЕ.
Однако вытекает отметить, что по итогам встречи в Минске Лавров заявил, что «проблема уже неактуален, потому что такой необходимости не существует». Таким манером, учитывая непреклонную позицию России и наличие права вето в организации, не выключено, что Киев получит отказ от ОБСЕ в ответ на свою мольбу по введению полицейской миссии. Как следствие, этот вопрос уйдет и из дискуссий по «путевой карте» на уровне помощников. С другой стороны, на саммите выговор может пойти о получении нового мандата миссии ОБСЕ в Донбассе на случай проведения выборов, что также может повлиять на повестку контактов помощников.
Решение лидеров «четверки» на саммите в Берлине – согласовать целую «дорожную карту» до конца года – с большой долей вероятности переносится на 2017 год. Принимая во внимание близящиеся выборы во Франции и в Германии и неопределенность относительно первых внешнеполитических шагов новоиспеченной администрации в США, можно предположить, что европейцы будут уделять все вящее внимание своим внутренним проблемам, а следовательно, риски того, что всеобщего документа не будет и к середине 2017 года, становятся все рослее.