Регулятор выявил сакральное число паленой водки
Статистика оказалась весьма хитрой
фото: Алексей Меринов
Для сравнения: в 2016 году за аналогичный этап найдено 35% такой водки. Все бы и хорошо, в легальных лавках россияне не приобретают нелегальный алкоголь. Но вернусь к нумерологии. Не вечно число 7 ассоциировалась с чем-то благим, например, всем популярны семь смертных пороков. Вот и в случае со впечатляющими данными РАР не все так гладко. Регулятор оценил процент подпольной «горькой», найденной в легальной рознице. Существует и другой, противозаконный рынок сбыта, где только за 2016 год было продано возле 300 млн литров незаконной водки. Что касается общего объема этого подпольного базара, то о нем остается лишь гадать.
Пятикратное сокращение объема нелегальной водки в России сделалось возможным исключительно благодаря внедрению ЕГАИС — государственной системы учета производства и витка алкоголя. До 1 июля 2016 года в легальной рознице реализовывался в том числе подпольный алкоголь: подделка под известные товарные знаки, водка «АБВГДейка», с какой не уплачен акциз, и прочее, прочее. Сегодня, через ЕГАИС такую продукцию реализовать, к счастью, не выйдет. Проводя через кассу супермаркета очередной «пузырь», кассир вначале сканирует обычный штрихкод товара, а после того, как машина идентифицирует товар как алкоголь, продавец сканирует штрихкод с марки товара. Если она фальшивая, кассовый аппарат не пробьет товар.
Тут возникает вопрос: 7% чего удалось выявить РАР? Чиновники этого ведомства не попросту так ходят по случайным легальным магазинам, а только по тем, на которые «настучали» о торговле нелегальной водки. «Такие проверки выявили 7% подпольной водки в легальной рознице. Но эта водка продавалась из-под пустотелы, в два раза дешевле легальной и не через кассу, — помечает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
В легальной рознице, какую контролирует РАР, нелегального товара практически не стало благодаря внедрению ЕГАИС и контрольным мероприятиям — это факт. Благодарю нашим законотворцам. Как оказалось, не все их инициативы стоит рубить на корню. По словам председателя правления Альянса производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, сейчас часть «левого» алкоголя в легальной рознице стремится к нулю. «Самое лучшее тому подтверждение — рост легального производства при сохранении розничных объемов торговель. С января по июль объем производства водки вырос утилитарны на 20% по сравнению с прошлым годом. Соответственно, выросли акцизные платежи в бюджет», — резюмировал эксперт.
Решение воли привело к положительным результатам, но не искоренило проблему. А заключается она в том, что РАР оценивал лишь легальный алкогольный рынок, но есть еще и нелегальный. Как раз о ситуации на нем сообщал минувшей зимой на Гайдаровском форуме глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. По имеющимся у его ведомства этим, доля нелегально произведенной продукции на российском рынке алкоголя составляет 50%.
В эту подпольную группу входят, например, суррогаты медицинско-бытового назначения: печально знаменитый боярышник и иные настойки, которые реализуются через аптеки, а также размораживатели для автомобильных замков, продающиеся сквозь сельхозмагазины, и другой «зеленый» суррогат. После внедрения ЕГАИС тяни нелегальный алкоголь активно ушел в кустарное производство: ангары, строи. «Реализуются такие товары по альтернативной товаропроводящей цепи, не смешиваясь с легальным товаром, — известил Добров. — В этой цепи есть нелегальный производитель со своей системой доставки либо со связями с неким подпольным оптовиком, через которые товар попадает в розничные точки, какие не имеют лицензии, или продается в селах «с колес».
Система ЕГАИС скинула 350 млн литров в год нелегальной водки в никуда из легальной розницы. Другой год граждане России спокойно могут зайти в любой легальный лавка, купить продукцию и быть уверенными в том, что она если не на 100%, то желая бы на 93% легальная. К слову, производство и продажа легальной водки вытянулись на 28%. Но с учетом увеличения минимальной стоимости на легальное горячительное большенный части населения России недоступен качественный продукт, а посему им доводится идти за «зеленым змием» на теневой рынок. Контролеры из Росалкогольрегулирования туда пока не добрались.