Роскосмос участвует в создании «ворот в далекий космос»
Освоение Вселенной начнется с Луны
Роскосмос становится полноправным участником проекта. Привнеся свои технологии, Россия может создать от одного до трех космических модулей станции. Вероятны и другие способы участия, в частности — использование наших транспортных систем для доставки на станцию грузов. Участие в проекте могут зачислить и другие страны.
Генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров известил, что уже известны сроки первых запусков в рамках проекта: «Мы условились, что будем совместно участвовать в проекте создания новой интернациональной окололунной станции Deep Space Gateway. На первом этапе будем строить орбитальную доля с дальнейшей перспективой применения отработанных технологий на поверхности Месяцы и впоследствии — Марса. Вывод первых модулей возможен в 2024–2026 годах».
И уже в 2018 году должен быть определен технический лицо и участие каждой страны в проекте окололунной станции. А в 2023 году США планируют запустить на орбиту Месяцы свой корабль Orion вместе с двигательно-энергетическим модулем, какой будет обеспечивать станцию энергией в 40 киловатт, вырабатываемой солнечными панелями. Запоздалее, в 2024 и 2025 годах, к кораблю пристыкуют два жилых модуля. Российский шлюзовой модуль для выхода в отворённый космос будет создан на основе модулей «Пирс» и «Узловой», используемых сейчас на МКС. Но он будет спроектирован под новоиспеченные унифицированные стандарты — по напряжению в электросети и интерфейсам систем. В российском плане-графике его запуск стоит в 2026 году.
Для полноценного сотрудничества по новоиспеченной станции стороны должны прийти к общим стандартам. Потому партнеры договорились разработать международные технические стандарты, какие будут использоваться в дальнейшем и другими странами, присоединяющимися к проекту. Роскосмос и NASA уже пришагали к взаимопониманию по стандартам стыковочного узла будущей станции. С учетом положительного отечественного опыта по разработке стыковочных узлов, эти элементы месячной станции будут созданы на основе российских разработок — так же, как и стандарты систем жизнеобеспечения. И эти стандарты помогут в дальнейшем при создании новоиспеченной космической техники и будут способствовать привлечению в проект вящего числа партнеров.
Главная роль в создании шлюзового модуля Deep Space Gateway для выходов в отворённый космос и разработки международного стандарта стыковочного узла относится одному из головных предприятий Роскосмоса — РКК «Энергия», которое является одним из самых компетентных в вселенной разработчиков ракетно-космической техники — ракет-носителей, спутников, автоматических межпланетных станций, пилотируемых космических кораблей, пилотируемых орбитальных станций и их модулей. Колоссальный эксперимент РКК «Энергия» в разработке и модернизации пилотируемых и грузовых кораблей сделается основой для унификации будущей станции.
РКК «Энергия» сейчас разрабатывает и изготовляет новый пилотируемый транспортный космический корабль «Федерация», какой в специальном оснащении (его масса вырастет до 20 тонн) сделается частью российской лунной программы. Впрочем, это не исключает возможность использования «Федерации» и в программах новоиспеченного российско-американского проекта.
Роскосмос уверен, что сотрудничество по Deep Space Gateway может развиваться и принимать различные формы. Исполнительный директор по пилотируемым программам Роскосмоса Сергей Крикалев находит, что в перспективе возможен вклад и других российских технологий в месячную орбитальную станцию: «Пока речь идет об участии России в создании шлюзового модуля. Но в дальнейшем вероятно также и использование нашей транспортной системы — ракет-носителей и космических кораблей, участие российских самодействующих аппаратов серии «Луна» в выборе мест высадки человека на поверхность».
По словам Крикалева, убранству с американской ракетой SLS при отправке на лунную орбиту могут быть задействованы проверенная РН «Протон-М», а также новоиспеченная «Ангара-А5М». Если первый отечественный носитель давно и неплохо известен российским и иностранным потребителям пусковых услуг, то с «Ангарой» всемирному рынку еще предстоит познакомиться. Ее разработкой занимается ГКНПЦ им. Хруничева. Ракета создается на базе прообраза — «Ангары-А5», но с максимальным сохранением основных конструкторских решений, линией реализации доработок, значительно повышающих технико-экономические характеристики. В ней будут применены новоиспеченные универсальные ракетные модули (УРМ-1М) с модернизированным двигателем — РД-191М. Эта ракета-носитель также может быть использована для доставки шлюзового модуля на месячную станцию в 2026 году.
Да, новый масштабный проект — это новоиспеченные расходы, и партнеры по Deep Space Gateway сходятся в всеобщем мнении: устремляясь к Луне, при этом уходить с низкой околоземной орбиты нецелесообразно. МКС дает немало полезной информации, поэтому все больше стран заинтересованы в труду на орбите Земли.
— Исследования на низкой околоземной орбите должны продолжаться, — согласен Сергей Крикалев. — У нас кушать международная лаборатория, где продолжаются работы и исследования, мы получаем новоиспеченные данные. В нынешнем виде станция просуществует до 2024 года. Но и после она должна продолжить существование. Будет ли это один свободнолетающий модуль, посещаемый или всегда обитаемый — это обсуждается, — говорит представитель Роскосмоса.
Роскосмос системно меняет ракетно-космическую область, используются новые подходы, современные принципы управления, улучшается качество продукции, являются первые проекты государственно-частного партнерства. Госкорпорация занимается коммерциализацией — в том числе и коммерческими экспериментами на МКС. Космос должен предназначаться людям — здесь и сейчас. И сотрудничество в создании новый месячной станции — это реальный стимул и уникальные возможности для отечественных предприятий. Очевидно, необходимо шагать вперед, удешевлять доступ в космос, создавать системы с длительным сроком эксплуатации и минимальным сервисом и делать космос доступнее и безопаснее. Тогда «ворота в далекий космос» будут всегда открыты.
СПРАВКА: Станция будет располагаться на высокоэллиптической месячной орбите с высотой в апогее 70 тыс. километров от Луны. На первом этапе обсуждались различные варианты, в том числе строительство станции на низкой окололунной орбите. И было избрано то, что предоставляет больше вариантов исследования дальнего космоса, храня возможность высадки людей на поверхность Луны. Длительность экспедиций может составить от 30 до 360 суток, а полеты к станции будут проводиться раз в год.