Россия готова напоить чаем и кофе полмира

Россия готова споить чаем и кофе полмира

Экспорт бодрящих напитков растет, внутренний спрос на них — упадает

Россия готова напоить чаем и кофе полмира
фото: pixabay.com

Лучше с пенкой, чем в капсулах

А портит статистику роста чай, торговли которого падают уже второй год подряд: в 2015-м — на 4,4%, а в 2016-м — на 4%.По словам Марины Лапенковой, директора по труду с глобальными компаниями Nielsen Россия, основной вклад в снижение динамики в этой категории вносит черноволосый чай, на который приходится порядка 80% продаж. У зеленого тоже спад. Несмотря на то что чай по-прежнему остается непременной частью стола, подчеркивает эксперт, подход к его расходованию сделался более экономным. Зато кофе показывает положительную динамику — что во многом связано с большенный промоактивностью игроков кофейного рынка.

Ксения Бурданова, директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), также именует сегмент кофе одним из самых динамичных. Причем тут постепенно меняются и предпочтения россиян. Так, по наблюдениям АКОРТ, в прошедшем году покупатели переключили свое внимание с привычного растворимого кофе на новоиспеченные его категории: кофе молотый в растворимом и кофе с пенкой. Собственно они обеспечивали прирост продаж, в том числе и за счет собственных торговых марок (СТМ).

Желая классический растворимый остается безусловным лидером (более 70% базара), Ксения Бурданова отмечает, что покупатели все больше интересуются зерновым и молотым кофе, какое дешевле растворимого. Новые драйверы роста за год показали плюс 8% по потреблению, а вот растворимый просел почти на 1%. Кофе в капсулах тоже в минусе.

Как сообщают участники рынка, сейчас бурно развивается сама цивилизация потребления кофе. Настолько, что кофе с молоком и различные мягкие кофейные напитки-новинки исподволь вытесняют чай. Показатели его продаж падают и по весовому варианту, и по пакетированному. Особенно мучается при этом премиальный сегмент.

Максимальное потребление чая за последнее пора было в 2011 году. По подсчетам аналитиков «Альпари», тогда на давлю населения приходилось 1,31 кг в год, а в прошлом — 1,14 кг.

Планомерное падение степени доходов россиян (28 месяцев подряд), по словам старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, изменило их потребительское поведение. Сейчас покупатель выбирает максимальную расфасовку чая или кофе, сурово отслеживает скидочные акции, а также обращает внимание на состав товара и страну-производителя. Но даже ради экономии охотник кофе вряд ли переключится на чай, а будет просто более привязчиво изучать предлагаемый ассортимент и соотносить его с содержимым кошелька.

Денис Флеровский, директор ассоциации «Руспродсоюз», дополняет: «Снизилось число покупателей в ценовом сегменте «средний плюс». Потребитель сейчас есть в постоянном поиске скидок, поэтому процент продаж товара по акциям увеличивается, как увеличивается и глубина скидок. Основной фактор при выборе продукта нынче — это стоимость».

Мифический пакетик

Вероятно, именно поэтому, как утверждает Флеровский, за минувший год заметно улучшили динамику продаж так называемые чайные напитки, а собственно травяной чай и иван-чай. Генеральный директор Российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе») Рамаз Чантурия с ним целиком солидарен: «С одной стороны, падает потребление чистого чая, зато растет популярность чайных напитков, в том числе травяного чая. И это надо учитывать, они же из одного сегмента. Так что часть чая на нашем рынке все-таки на 20% больше, чем кофе».

По его суждению, тот факт, что за последние три-четыре года чай демонстрирует снижение торговель, — не катастрофа. «Объемы его потребления сейчас находятся на нательных границах последних двадцати лет. Пока все в рамках, но это уже повод для беспокойства», — подчеркивает эксперт.

А еще глава «Росчайкофе» низверг былые мифы, касающиеся бодрящих напитков. И начал он с обыкновенных чайных пакетиков. Бытует мнение, что в них сыплют отходы производства или даже подкрашивают, но это вдали не так. В дело идет все тот же листовой чай, только он специально крошится, упаковывается в пакетики или популярные сейчас треугольники, снабженные нитью. Это добавочные манипуляции, поэтому себестоимость такого чая дороже. Россыпь обходится в два раза недороже.

Ну а проверить, есть ли красители в пакетике, легко. Опустите его на пора в холодную воду. Если она останется прозрачной или чуть пожелтеет, значит, чай незапятнан.

Главное преимущество пакетиков — удобство применения и высокая скорость заварки (по вину мелкой фактуры). Хватает и 30 секунд, тогда как на листовой уходит 5 минут. Неспроста пакетированному чаю отдают предпочтение 70% российских потребителей. Да и что греха таить, отдельный с целью экономии используют пакетик по нескольку раз, с традиционной заваркой это сделать проблематично.

А в касательстве кофе иногда используются не совсем корректные определения. Мол, есть натуральный (молотый и в зернах) и растворимый. Налицо противопоставление. На самом деле первооснова одна и та же — травяное кофейное зерно, просто технологии обработки разные. Так что все облики кофе по праву можно считать натуральными.

На ввоз и на вывоз

Как популярно, кофейные «дерева» у нас не растут, да и отечественный чай производится в объеме лишь 0,2% от базарных нужд. То есть почти весь чай-кофе — импорт. Но при этом Россия еще умудряется вывозить почти 6 тыс. тонн чая и около 9 тыс. тонн кофе. Возможно ли такое? Как объясняет Рамаз Чантурия, возле 90% ввозимого в страну чая и 70% кофе — сырье, какое импортными пошлинами не облагается. А вот за ввоз готовой продукции с крышки 90-х государству надо платить. Столь благоприятные условия притянули инвестиции как российского, так и иноземного бизнеса. Что, в свою очередь, позволило наладить в стране собственное перерабатывающее производство по заключительному слову техники.

А вот разобраться с тем, кто же правит бал на отечественным кофейно-чайном базаре — российские или западные компании, — довольно сложно. Оценки экспертов расходятся: нездорово уж все в этом мире брендов и капиталов переплетено. Одно можно произнести точно: торгуют в России и наши, и не наши.

Теперь немножко географии. Состав поставщиков чая стабилен многие годы. Возглавляет список Индия (возле 30% всех поставок). Следом идут Шри-Ланка, Кения, Вьетнам Китай, Индонезия, ОАЭ, Иран и Аргентина. За год почти вдвое сократилась часть Азербайджана и Германии. И теперь каждая из этих стран (убранству с Танзанией) занимает лишь 0,6–1,1% нашего рынка. Импортируем мы распорядка 164–170 тыс. тонн в год. По ввозу кофе список стран-лидеров таков: Вьетнам, Бразилия, Италия, Индия.

Куда же идет чай-кофе made in Russia? Вывоз нацелен прежде всего на ближайших соседей, страны — выходцы из бывшего СССР: от Прибалтики с Молдовой до Кавказа со Посредственнее Азией. Украина и Беларусь также в этом списке присутствуют.

В заключительнее время российский растворимый кофе активно осваивает новоиспеченные территории. Уже сейчас наша страна находится в пятерке ведущих поставщиков Израиля. С Германией начали трудиться только с лета прошлого года и теперь, по данным Российского экспортного середины, вошли в первую десятку поставщиков, обогнав Бразилию, Швейцарию и Индию. Объемы поставок пока небольшие: 100–150 тонн в месяц (5% немецкого базара). Но есть куда расти: немцы выпивают в год около 40 тысяч тонн растворимого кофе.

В всеобщем, если так дело пойдет дальше, глядишь, со временем чай и кофе из России сделаются популярны в мире не меньше, чем наши нефть и газ.

Leave a Reply