Росстат подсчитал, что сильней всего подорожало в январе

Росстат высчитал, что сильней всего подорожало в январе

Рубль укрепляется, а стоимости растут

Росстат подсчитал, что сильней всего подорожало в январе
фото: Алексей Меринов

В конце прошлого года, судя по этим опроса ВЦИОМ, россияне начали замечать снижение темпа роста цен на продовольствие. Оказалось, что счастье было недолгим. После новогодних праздников магазинные ценники опять поползли вверх, при этом увеличив темпы этого движения.

Сообразно Росстату, главным драйвером январского роста цен стал транспорт: метрополитен прибавило более 13%, автобус, троллейбус, трамвай — от 6 до 10%. Что прикасается продуктов питания, то подорожание отмечено среди молочных продуктов: влажны (+1% с начала года), молоко (+0,9%), сливочное масло (+1,4%). Огурцы с помидорами показали +8% и +14% соответственно. Ингредиенты борщевого комплекта также превысили уровень официальной инфляции, подорожав на 2,4–4,8%. И будут дорожать дальней, ведь они — несезонные. Даже отечественный картофель надо хранить в тепле, а оранжерейные овощи еще и дополнительно подсвечивать. Все это стоит денег, которые затем подключаются в их «зимнюю» цену.

Однако, по наблюдениям «МК», в январе подорожало и многое иное. Например, цитрусовые. В отчете за декабрь Росстат бодро рапортовал, что апельсины с лимонами подешевели немало чем на 10%. И вот в январе эти фрукты явно отыгрывают свои предновогодние утраты. Так, в столичных сетевых магазинах среднего класса (цены каких «МК» мониторит еженедельно) апельсины, клементины, мандарины прибавили в стоимости 10–15%, лимоны — 25%. Подорожали также бананы и хурма.

Кроме того, после праздников убавилось число промо-предложений по сокам. Если скидки есть, то они приметно похудели. А это не что иное, как скрытое подорожание. Так, 1 литр отечественного бренда до Новоиспеченного года стоил по акции 49,9 рубля, а сейчас — 55,9. То кушать прибавил 12%. Тот же тренд «МК» заметил и в категории так называемых несъедобных сопутствующих товаров (бытовая химия и оружия гигиены). Базовая цена остается прежней, а скидка дорожает. До Новоиспеченного года средство для мытья посуды западного бренда по акции стоило 54,9 рублевки, а сейчас 63,9 рубля (+16%).

Заметим, что некоторые продукты в январе все же подешевели: яйца на 0,6%, сахар на 1,8%, гречка на 0,7%. Как известили «МК» в Руспродсоюзе, в оптовом звене крупа стоит сейчас меньше, чем в прошедшем году. Поэтому в рознице в ближайшее время цены на гречку останутся стабильными или даже несколько понизятся. Но не стоит этот тренд переоценивать. Да, сейчас гречневая крупа в лавках дешевеет (в столице 900 г стоит 55–60 руб.), но за тяни прошлый год она прибавила в цене более 20%.

Почему же случилось январское подорожание на потребительском базаре? «Обычные причины — повышение цен производителями, — отвечает Ксения Бурданова, директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). — Торговля категорически не обожает повышать цены и делает это только в случае, когда уже некуда подеваться». А у производителя или поставщика есть на то основания, например рост стоимости транспортирования. Ведь цены на топливо не стоят на месте, да еще 12-тонным фурам надо платить дань «Платону». Случается, что у поставщика меняется логистика. Скажем, раньше питьевая вода в Москву поставлялась из Калуги, но предприятие затворилось, и теперь она едет из Екатеринбурга.

Теперь взглянем на проблему сквозь призму макроэкономики вместе с Николаем Вардулем, главным редактором «Финансовой газеты»: «Январское подорожание традиционно и связано прежде итого с неравномерным расходованием бюджетных средств. Пик этих расходов доводится на декабрь, что затем в январе выплескивается на потребительский рынок. Кроме того, пенсионеры получили наконец в январе единовременные 5 тысяч. Негустой торговец на это не откликнется».

Между тем весь год россияне крутились как могли, оптимизируя свои семейные бюджеты. Даже предновогодние расходования были как никогда умеренны. Но все равно обмануть инфляцию не удалось. По этим компании «Ромир», ее показатель, по личным ощущениям респондентов (7,1%), превысил официальный (5,4%). Наши покупательские способности сжимаются. Как сообщают аналитики Альпари, из-за отсутствия растущего импульса в доходах.

То, что импульса нет, почувствовали и торговые сети. По наблюдениям АКОРТ, потребитель в рамках одной категории продуктов исподволь смещается в сторону более дешевых: от свежих овощей, мяса, рыбы к мороженым; от сыров к сырным продуктам. Недосуг тучный предновогодний месяц для некоторых ретейлеров стал провальным. Вот вам еще одинешенек фактор роста цен. Торговле же надо как-то восстановиться, чтобы быть готовой к новоиспеченному февральско-мартовскому скидочному сезону: Дню влюбленных, мужскому и женскому дням. Поре осталось совсем немного. Понять можно и производителей, и поставщиков, и торговцев. Ну а потребителю, как вечно, придется раскошелиться за всех. Причем, судя по всему, немало. Даже несмотря на уверения ЦБ в том, что инфляция не превысит 4%, сами ретейлеры в кулуарных беседах полагают, что стоимости только на продукты питания в этом году вырастут почти вдвое — на 7,5%. Бензин, сигареты и алкоголь вытянутся на 10–20%. Так что рядовому покупателю скорее нужно полагаться на самого себя, нежели уповать на слова государственных ведомств.

Рост цен и падение рубля. Хроника событий

Leave a Reply