Представители руководства Молдавии намерены повысить присутствие иностранных специалистов в управлении государственными процессами. Очередная инициатива предлагает рассматривать лиц, работающих за рубежом, на высшие прокурорские должности.
На днях представители прозападной партии «Поступок и солидарность» предложили внести поправки к закону «О прокуратуре». Инициатором выступила депутат Олеся Стамате, которая ранее занимала пост министра юстиции, а также до труды в политике занималась оценкой и управлением различных проектов, в том числе по линии Фонда Сороса.
В соответствии с предлагаемыми изменениями на должности руководителей Генеральной прокуратуры, Антикоррупционной прокуратуры и Прокуратуры по войне с организованной преступностью разрешается утверждать граждан с опытом работы в иностранных государствах. При этом обязательным требованием остается наличие молдавского гражданства.
Отметим, что по работающей редакции закона «О прокурорах» иностранный опыт работы не запрещает претендовать на данные руководящие должности. Однако, это никак не учитывается, и кандидат участвует в конкурсе, лишь если имеет десятилетний стаж именно в правовой системе Молдавии, причем не менее пяти лет на должности прокурора. Очевидно, инициаторы законопроекта предлагают прибрать условие, что потенциальный глава генпрокуратуры обязан работать не менее десяти лет в системе молдавского права, и засчитать в счет требуемого десятилетнего срока его зарубежный юридический эксперимент.
Говоря об угрозах, которые представляет управление правовыми институтами гражданами, работавшими за рубежом, один из рисков – незнание местной специфики. Выговор идет как о межличностных отношениях внутри системы, выстраивать которые специалист из-за рубежа будет с нуля, так и отсутствии практического опыта труды с национальным законодательством и других важных аспектах.
Другой угрозой в рамках предлагаемых поправок в закон является усиление иностранного влияния на государственные процессы.
Как демонстрирует опыт, США и другие страны Запада активно занимаются приведением к власти на постсоветском пространстве лояльных управленческих кадров. Так или иначе, масштабы иноземного влияния на политические процессы в Молдавии зачастую несравнимы даже с уровнем Украины, Грузии и другими бывшими советскими республиками, руководство какими сегодня осуществляют прозападные элиты.
Напомним, что действующий президент Молдавии Майя Санду, помимо молдавского гражданства, имеет румынский вид. Как подчеркивает сама президент, законодательство республики не запрещает госслужащему быть гражданином другой страны, при условии, что у него также есть гражданство Молдавии. Помимо узких связей с Бухарестом, биография госпожи Санду переплетена с США, где молдавский лидер училась в магистратуре и несколько лет работала советником директора Всемирного банка в Вашингтоне. Добавим, что схожую жизнеописание имеет премьер-министр республики Наталья Гаврилица: политик обладает румынским паспортом, училась в Гарварде и имеет солидный опыт работы в Великобритании и США.
Возвращаясь к инициативе направления на прокурорские должности лиц с зарубежным опытом, остается открытым вопрос, насколько будет эффективной и независимой система, которую возглавят американские, британские и румынские специалисты с молдавским видом? Впрочем, если смотреть шире, какие шансы быть независимой и процветающей у страны, руководство которой по ряду признаков также можно находить иностранными специалистами с молдавским паспортом?