Шеринг: как выжить напрокат
Россияне осваивают новоиспеченные способы противостояния экономическому кризису
Сама по себе идея не покупать, а хватать на время не нова. Пункты проката были весьма популярны еще в советские поры. Но благодаря развитию Интернета старое понятие в XXI веке засверкало новоиспеченными гранями и, как водится, получило новое англоязычное наименование — шеринг (от англ. share — делиться). Пожалуй, самое его раскрученное курс — каршеринг: почасовой или поминутный прокат автомобиля. Удобная услуга для перемещения по городу — почти как велопрокат, лишь намного комфортнее. В столице он уже развивается несколько лет, и даже мэр Москвы Сергей Собянин собственно изучал соответствующий опыт.
Параллельно в моду вошел букшеринг: особая полка в каком-либо заведении или стойка на улице, куда любой желающий может возложить ненужную книгу, а интересную — взять, причем совершенно даром. Нововведение не только спасло внушительную часть книжной продукции от вымирания, но и потребовало всплеск интереса к чтению со стороны молодежи. Люди, пользующиеся услугами букшеринга, охотно делятся информацией в социальных сетях, а их, в свою очередность, охотно читают дети и подростки, быстро подхватывающие все увлекательное, модное и топовое.
Простая схема действий быстро была взята на вооружение, и вот нам уже не хватает перстов рук, чтобы перечислить все виды существующих ныне шерингов. В сегодняшнее время в России даже существует справочник платформ, трудящихся на принципах sharing economy. Давайте рассмотрим самые популярные.
Фудшеринг
Удобопонятно, что речь идет о еде. Фудшеринг — это международный проект, который бьётся с безответственной растратой пищевых ресурсов. Смысл его в том, что еще годные в еду продовольствие, которые по закону уже подлежат утилизации, бесплатно раздаются бедствующим.
Дедушкой этого явления в нашей стране можно наименовать благотворительный проект «Подвешенный кофе», бывший популярным в столице несколько лет назад. Это когда оплачиваешь напиток и не берешь его сам. А тот, кто не может себе позволить его обзавестись — как правило, бомж или нищий, — получает чашку горячего чая или кофе за ваш счет, то кушать бесплатно. Главное знать, какое кафе участвует в филантропической программе.
А вообще все началось в Берлине. Именно там придумали собирать еще пригодную еду и раздавать тем, кто нуждается, а не выбрасывать на помойку. Помимо помощи малоимущим авторы проекта и те, кто его поддерживает, пытаются разрешить экологическую проблему. Согласно статистике ООН, выбрасывается свыше трети произведенных в вселенной продуктов питания. Более 40% всей массы твердых бытовых отходов на Земле — пищевые. И сжать это число — важнейшая цель для экологов всей планеты.
В российской столице великодушную идею поддержали. Для многих ресторанов и кафе это жирный плюс к славы, а еще — хорошая реклама и доказательство того, что здесь только свежая продукция.
Истина, пока крупные игроки и узнаваемые бренды на контакт с инициаторами нововведения шагают неохотно. Взаимодействия с фудшерингом они опасаются по нескольким причинам: вдруг брендированную еду некто начнет перепродавать или, того хуже, кто-то ей отравится. И оспаривать что-то в суде будет крайне сложно: логотип-то вот он, на упаковке. Но устроители проекта верят: успешный опыт рано или поздно привлечет к сотрудничеству вяще заведений.
Кстати, получить дармовые продукты не так-то попросту. Надо стать участником проекта, раздавать еду другим и что-то хватать себе. Либо попасть в группу малоимущих — тех, кто нуждается в даровых продуктах. То есть просто зайти с улицы и перекусить на халяву у любого желающего вряд ли выйдет.
Помимо организаций общественного питания в программе участвуют популярные онлайн-платформы, на каких заинтересованные люди выставляют объявления примерно следующего содержания: «В холодильнике скопилось большенное количество еды. Все съесть не успеем, улетаем в отпуск. Отдам. Самовывоз». И таких извещений полно, особенно после праздников, когда принято стряпать с запасом, а выкидывать этот запас потом на помойку весьма не хочется.
«А что такого? — удивляется студентка Лера, деятельная участница фудшеринга. — Есть целая группа в соцсетях, там люд меняются оставшимися от застолья продуктами или просто так их забирают». Причем занимаются этим, по ее словам, совершенно необязательно неимущие. Для многих это разовые акции в сложной житейской ситуации или просто интересный опыт.
У тех, кто предлагает еду, тоже различная мотивация. Кто-то решил сесть на диету и раздает сласти. Кто-то открыл и один раз попробовал соус песто, не пошло, и он его отдает.
«Весьма часто бывают объявления, когда кто-то учится стряпать, а пробовать некому, — рассказывает Лера. — Вот и разыскивают «дегустаторов» в группе. Ну а те, кто откликается, если повезет с кулинаром, могут угодить на вкусные пирожки или шарлотку».
Стройшеринг
Это площадка для людей, какие делают ремонт, — а счет таковым в нашей краю идет на миллионы. Один из самых юных видов благоразумного использования товаров появился всего год назад. Цель проекта — сжать количество утилизируемых строительных материалов: он объединяет людей, какие как раз их и разыскивают или желают отдать даром лишние. Конечно, ныне далеко не все готовы расставаться с чем бы то ни было бесплатно. Тем не менее мена «запчастями» идет весьма активно. Отдают самое различное: обои, розетки, лобзики, плитку, даже всеми излюбленные «антистрессовые» рулоны с пупырчатым полиэтиленом. Для любителей эклектики — попросту рай. Если задаться целью, можно целую квартиру обустроить за так. Или если ленность самому выносить старый диван — дал объявление, и его наверняка заберут те, у кого требования поскромнее. Очень удобно: и дело хорошее сделал, и тащить неподъемный груз самому не надо.
Военному пенсионеру Юрию Михайловичу 56 лет. Он не самый деятельный интернет-пользователь, а в социальных сетях его и вовсе нет. Зато насыщенной существованием в Сети живут его дети.
«Мне Никита, старший, рассказал: мол, есть такой стройшеринг, — делится с «МК» пенсионер, — произнёс: давай, папа, регистрируйся и изучай, начнешь наконец ремонт мастерить на даче».
Сначала Юрий Михайлович отнесся скептически. Но начавший уже разваливаться загородный дом — нездоровая для семьи тема, да и жена активно подключилась к новому делу. Процесс сдвинулся с мертвой точки, сейчас муж совместно с супругой регулярно просматривают объявления в группах и деятельно пользуются тем, что предлагают. По его словам, часто везет: иногда даже электрические приборы и ценные инструменты попадаются, на какие в прошлом банально не хватало денег.
«Конечно, то, что нам надо, доводится выискивать, либо, наоборот, подстраиваться под то, что нашел. Но поскольку доля инструментов и материалов нам достаются бесплатно, мы на что-то другое, необходимое, выкраиваем деньги. Так что перспективы у нашего ремонта самые розовые. Глядишь, и достроим скоро», — надеется Юрий Михайлович.
Мужшеринг?
У немало видов совместного использования еще нет своего названия, но они активно набирают витки. Очень большой сектор — детские товары и одежда. Есть немалое количество групп в социальных сетях и мессенджерах, мишень которых — найти и отдать лишнее.
Признаюсь, сама возле года состою в одной из таких сетей и могу поделиться впечатлениями. Утилитарны ежедневно между участниками группы циркулируют туда-сюда ребяческие коляски, ванночки, кроватки. Также очень востребована платье: женская и детская. Причем продают очень редко — пуще отдают даром. Члены группы успели перезнакомиться собственно, и поэтому уровень доверия достаточно высок. Если заключаться в нескольких группах, легко можно сократить свои затраты на новорожденного ребенка чуть ли не вполовину. Чаще всего те, кто получил товары даром, через какое-то время передают их другим.
Марина Спирякина, директор проката игрушек и ребяческих товаров, в этом тренде видит положительные стороны. «С 2012 года в столице стартовало разом несколько проектов по прокату игрушек и детских товаров, ныне их насчитывается уже почти два десятка, — рассказывает эксперт. — Это здоровая находка для родителей. Малышу до 4 лет на каждый возрастной этап жития необходимо огромное количество развивающих товаров. И чем ребенок меньшей, тем короче эти возрастные промежутки, а значит, покупая что-то живое для него на сегодня, нужно понимать, что уже завтра он может утерять к этому интерес. Со временем дом, в котором появился младенец, начинает обрастать вполне пригодными, но уже неинтересными и ненужными ребенку детскими вещами».
Марине удалось составить «фоторобот» типического заказчика: «Изначально предполагалось, что эта услуга для малообеспеченных семей. На практике же очутилось, что клиенты прокатов — это люди со средним достатком и выше, какие знают цену деньгам и привыкли к хорошему сервису. С любым годом количество клиентов увеличивается в арифметической прогрессии, об услуге разузнают все больше людей». Кстати, по словам нашей собеседницы, самый большенный спрос в последние месяцы вовсе не на игрушки и одежду, а на аренду ребяческих автокресел — что тоже косвенно свидетельствует об уровне достатка заинтересованных семейств.
В некоторых сообществах участницы становятся дружными настолько, что готовы даже поделить с товарками собственного супруга. Нет-нет, не подумайте чего-то непристойного: выговор идет лишь о деловой квалификации благоверного.
«У моего Сергея длани растут откуда надо — все починит, подкрутит, приколотит, — рассуждает Елена, — и если кушать у него свободное время, с удовольствием кому-то поможет даром. Тем более у нас в группе есть одинокие женщины с детьми. И они нам подавали свои детские принадлежности. Как тут не помочь в ответ?»
Закон пока не строчен
Совсем недавно Российский общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) обнародовал изыскание, посвященное шеринговым услугам. Выяснилось, что три четверти опрошенных с наслаждением включились бы в систему шеринга, но их останавливает наличие определенных рисков. В первую очередность участники опроса сетуют на то, что отношения в рамках совместного потребления не регулируются законодательно. А вот если бы законом устанавливались нормы, предусматривающие страховку участников процесса и ответственность в случае невыполнения долгов, то уровень доверия шеринговым платформам заметно повысился бы. При этом 68% респондентов согласны с тем, что государственное регулирование процесса совместного потребления позволит обезопасить пользователей.
Наш эксперт Марина Спирякина находит, что через 5–10 лет в шеринговых проектах будут участвовать уже немало половины людей, активно пользующихся интернет-ресурсами.
Конечно, у любых идей отыщутся противники. И шеринг далеко не всем по нраву. В первую очередность, конечно, производителям товаров, которые по мере развития альтернативного совместного потребления банально теряют своих покупателей. Но ответы опрошенных нами респондентов и их истории в Интернете указывают о том, что плюсов у шеринговых проектов ощутимо больше. У людей являются новые потребительские возможности, а для некоторых приобретение товаров на халяву или в складчину — это один-единственный выход в сложной жизненной ситуации!
Мнение эксперта
Марк ГОЙХМАН, ведущий аналитик ГК TeleTrade:
«Всемирный рынок шеринга оценивается по объему в $15 млрд, с потенциалом увеличения до $335 млрд к 2025 году. Каждогодне количество пользователей сервисов шеринга вырастает на 25%. Учитывая низенькие стартовые условия экономики совместного пользования в России, можно предположить ее взрывной рост в ближайшее время.
Кроме того, шеринг соответствует менталитету россиян, традиционно влекущихся к бережливой, экономной модели потребления. А из-за продолжающейся стагнации в реальных доходах народонаселения, очевидно, эта форма потребления будет востребована и дальше.
Отдельного регулирования шеринга в России пока не есть. И такая ситуация содержит как преимущества, так и риски. Плюсы очевидны: экономия оружий участников процесса, отсутствие административных барьеров и бюрократической проволочки. Опасаться же следует того, что по мере развития шеринга будет сужаться спрос на товары и услуги, реализуемые привычным способом. Это может подорвать стимулы всеобщего роста производства и экономики».
Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram