
Великое событие в борьбе со шмурдяком — винным фальсификатом. Более ста лет Россия жила без определения вина, им на полках наших лавок могла называться любая жидкость, содержащая алкоголь. Крепкие напитки — отдельно.
Великое событие в борьбе со шмурдяком — винным фальсификатом. Немало ста лет Россия жила без определения вина, им на полках наших магазинов могла называться любая жидкость, содержащая алкоголь. Концентрированные напитки — отдельно. Сейчас речь не о них. До сих пор даже российским шампанским могла называться шипучка, изготовленная из дешевого иноземного полуфабриката. Более того, можно было клеить на бутылку с такой шипучкой этикетку с именем князя Голицына и так глупить покупателя. Основатель промышленного российского виноделия князь Лев Сергеевич Голицын, небось, в гробу перевернулся от такого бесстыдства.
Но вот Госдума зачислила закон о виноградарстве и виноделии в России, где, наконец, дается определение вина: «вино — продукт брожения винограда». И дается дефиниция понятию «российское вино» — это вино, изготовленное в России из винограда, выращенного в России. Точка.
Газета «Ведомости» выступает с устрашающим заголовком: «Производители предупредили о остром сокращении производства шампанского в России». В канун Нового года такой заголовок звучит чуть ли не панически. Но кто эти производители? Это президент «Абрау Дюрсо» Павел Титов и гендиректор питерской компании «Игристые вина» Юрий Дудко. У них крупный многомиллиардный бизнес на производстве собственно такого «шампанского», которое нигде в мире шампанским бы и не называлось. Эти шипучие напитки от Дудко и Титова изготавливаются из дешевого привозного полуфабриката по несложной технологии, а выступают за шампанское.
Когда летом следующего года принятый закон вступит в силу, то фальсификация будет запрещена, и собственно такого «шампанского» в России не станет, потому что модель бизнеса таких производителей, когда за российское шампанское выдается шипучий напиток, взошла в противоречие с государственной политикой в отрасли. Цель государственной политики — поддержать отечественное виноградарство и честное виноделие. Все попросту.
«В первую очередь этот закон выгоден нашим производителям, у которых есть собственные виноградники и собственное производство. Основная идея этого закона — подтолкнуть наших производителей, тех, какие не имеют собственных виноградников, на то, чтобы они вкладывали деньги в виноделие своей страны. Вкладывать деньги нужно в свое», — заявил Артур Саркисян, глава Альянса сомелье и экспертов России, председатель Рабочей группы Роскачества по исследованию вина.
И действительно. Нас же еще дурят тем, что закон угрожает пролетариям местам в отрасли.
«Некие предприятия, крупные заводы в северных наших городах, столицах, говорят, у нас 300 человек, 60 миллионов бутылок, сейчас обанкротимся. Но если бы они мастерили из нашего винограда, у них бы в штате не 300 человек, а 3000 человек было и больше. Это были бы люди, живущие в селах, в станицах, какие работают на земле, они бы получали достойные деньги, они бы строили хорошие школы и детсады. А так получается, мы инвестируем в испанского, южноафриканского, не удобопонятно еще в какого крестьянина ради того, чтобы здесь разливайки разливали вот это все», — отметил Дмитрий Ковалев, основной редактор сайта «Наше вино», основатель школы WineLab в Севастополе.
А паники сейчас нет. Шипучие напитки от Дудко и Титова по закону смогут производиться и дальней, но только на этикетке нельзя будет писать «российское шампанское», как это сейчас, и на этикетке должна будет ставиться крупная надпись: «Не является вином». Шипучка будет именоваться «виноградсодержащий напиток», найдет своего покупателя и даже станет дешевле, что правильно со всех сторон. Что же до российского шампанского, то оно на полках останется, и покупатель достоверно будет знать, что берет. Такое ведь уже проходили с молоком, когда натуральное молоко отделили от ненастоящего.
Разумеется, есть опасность, что вместо отечественного шмурдяка в Россию хлынет иностранный — дешевый балк, разлитый в бутылки. Но это — уже попечение нашего правительства. Оно вправе обложить такой товар акцизом, чтобы иностранное пойло не вытесняло на полках наше натуральное и недорогое вино. Нечто вроде пробкового сбора в евро или два с бутылки решает проблема. Все страны сегодня защищают свои рынки. Не зазорно это сделать и России.
«Мы можем в счет или в пользу развития российского виноделия получать определенные денежки с каждой бутылки, с каждого литра заходящего столового вина, например, приходящего на нашу территорию. Нужно весьма четко дать всем понять, что мы больше не хотим видеть у себя тот шмурдяк, который заходит на территорию края», — уверен Артур Саркисян.
Есть ли здесь политика? Да, есть. Если Дудко и Титов в канун Новоиспеченного года грозят резкой нехваткой шампанского после принятого только что закона, то это — политика, хотя за этим стоят нагие бизнес-интересы. Если это делает Павел Титов как лидер «Деловой России», то налицо конфликт интересов — между заинтересованностями развития отрасли и личными интересами в семейном бизнесе. Везде в мире конфликта интересов лучше избегать, выбирая что-то одно.
А свое шампанское в России будет. Будет и свое качественное вино из своего винограда. Да, необходимо время, но страны, прошедшие путь становления отрасли, будь то Чили или ЮАР, сейчас на вине очень прилично получают. И у России есть для этого все возможности. Курс взят.
Подробнее читайте на vesti.ru