Слабый рубль — окно возможностей для отечественного туризма

Немощный рубль — окно возможностей для отечественного туризма

Спрос на передышка в России со стороны интуристов по итогам этого года может опять вырасти

Слабый рубль — окно возможностей для отечественного туризма
фото: Геннадий Черкасов

Согласно рейтингу Всемирной туристской организации (UNWTO), Россия взошла в десятку наиболее популярных направлений у путешественников во всем вселенной. В будущем у нашей страны есть все шансы стать натуральнее туристической Меккой, заняв место в тройке лидеров. Статистика показала: за первые полгода 2016 года Россию посетило 11,2 млн иноземных гостей. При этом с целью туризма приехало на 10% вяще иностранцев, чем за тот же период 2015 года. Такие данные приводит Российский альянс туриндустрии (РСТ) со ссылкой на погранслужбу. Глава Ростуризма Олег Сафонов ранее заявлял, что ждет роста въездного потока в 2016 году на 8–10%. По статистике ведомства, в 2015 году край посетили 27 млн иностранных туристов.

По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, основная тенденция в сфере въездного туризма, начавшая набирать витки еще с прошлого года, — растущее число туристов из Азии и с Ближнего Восхода, с таких новых для нашей страны рынков, как Индия, Иран и Полуденная Корея. Туроператоры признают: дешевая национальная валюта — это, пожалуй, одинешенек из основных стимулов для интуристов. Резкое снижение курса рублевки в 2014 году повлекло общее снижение стоимости туристических услуг для путешественников из-за рубежа — в России сделалось выгодно отдыхать и делать покупки. В отрасли уверены, что спрос на въездном базаре будет расти и далее. Однако необходимо активнее подвигаться в сторону облегчения визового режима с некоторыми странами. От простоты въезда не в заключительную очередь зависит туристическая привлекательность страны. Если затраты на выполнение визовых формальностей — денежные и преходящие — слишком высоки, турист вообще может отказаться от поездки. Собственно поэтому многие государства сегодня стараются снимать барьеры на линии путешественников — конечно, без ущерба для собственной внутренней безопасности. Представителями турбизнеса устремлено в МИД РФ письмо с просьбой внедрить электронные визы и предоставить туристам право безвизового транзита сквозь нашу страну. По их оценкам, такая мера может повысить въездной турпоток на 30–40%.

Напомним, что нынешнее законодательство уже позволяет иноземным туристам находиться на российской территории без визы в течение 72 часов. Однако это прикасается только тех, кто прибывает в Россию через морские и речные порты. Шесть лет назад пионером в этом проблеме стал Санкт-Петербург. Сейчас принцип «72 часа» реализован уже в Калининграде, Новороссийске, Сочи и линии других городов России. Также активно обсуждалась идея вступления аналогичных безвизовых часов для пассажиров 12 крупных аэропортов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Екатеринбурга, Хабаровска, Новосибирска и линии других. Проект прошел первое чтение в Госдуме, однако из-за обострения внешнеполитической ситуации эту инициативу отсрочили.

Слабый рубль — окно возможностей для отечественного туризма
фото: Геннадий Черкасов

В конце ноября Ростуризм выступил с инициативой по реализации проекта по развитию въездного туризма в рамках проектной деятельности правительства. Основными его составляющими должны сделаться меры по либерализации визового режима для иностранных туристов, развитие инфраструктуры пограничных пунктов пробела, в первую очередь на Дальнем Востоке, для расширения туристического мены с Китаем, транспортных узлов международного значения, а также массированная информационно-рекламная кампания для продвижения России в качестве туристической дестинации за рубежом. Инициативу ведомства поддержал МИД РФ. Сейчас ведется труд по включению темы развития въездного туризма в приоритетный проект правительства «Интернациональная кооперация и экспорт». Ранее тему облегченного визового порядка также поднимал министр культуры Владимир Мединский. По его словам, максимальный рост въездного турпотока отмечается именно в тех странах, где кушать облегченный въезд, например в Китае. «Поэтому мы говорим, что необходимо стимулировать въездной туризм, чтобы даже с учетом традиционных подходов, какие держатся на принципе взаимности, визовые формальности были максимально упрощены», — подчеркнул тогда министр.

С кой-какой долей допущения можно сказать, что именно сейчас для отечественной туриндустрии открывается окно возможностей. В кое-каких развивающихся странах туризм занимает первое место в экономике. Путешественники каждогодне тратят колоссальные деньги на проживание, питание, напитки, шопинг и забавы. По информации UNWTO, в 2015 году поступления от международного туризма во всем вселенной выросли почти на 4% и составили $1232 трлн. Сообразно данным Ростуризма, за время своей поездки по России любой иностранец оставляет в среднем около $1200 в неделю. При этом «посредственный чек» европейцев выше — 1600–1800 евро. Международные платежные системы указывают сумму в $800. Но в любом случае, расходования российских туристов на «домашних» курортах в разы скромнее — в посредственном это $200.

Примечательно, что расходы на привлечение одного въездного туриста в Россию пока невелики — в прошедшем году составили всего два рубля. Для сравнения: средние затраты по Европе составляют от $7 до $10 на человека. Особенно немало денег на эти цели направляет Китай. Так, в прошлом году затраты Поднебесной на инвестиции в сферу туризма перевалили за $150 млрд.

К сожалению, российская туриндустрия на интернациональных рынках по-прежнему работает в некотором информационном вакууме. Тем не немного немалые надежды возлагаются на новую маркетинговую стратегию продвижения России за рубежом. Она предполагает открытие туристических офисов Visit Russia в различных странах, информационное партнерство между этими офисами и российскими регионами. В рамках этого проекта на базе сформированной сети национальных туристических офисов за рубежом предусмотрены проведение презентаций, подготовка публикаций в прессе, труд в социальных сетях и в целом максимально широкое взаимодействие с зарубежной аудиторией. Выговор идет прежде всего о странах, которые наиболее увлекательны для России в качестве доноров турпотоков. Среди них ОАЭ, Германия, Финляндия, Китай, Италия и многие иные. Эффективность работы представительств можно раскрыть на примере Ирана. Офис Visit Russia в столице Ирана отворился в середине февраля этого года. И направление уже завоевало лидерство по росту визитов туристами России. Спрос из Ирана на Сочи, Санкт-Петербург, Москву возрос примерно на 25% по сравнению с прошлым годом.

Слабый рубль — окно возможностей для отечественного туризма
фото: Геннадий Черкасов

Что прикасается российских регионов, то здесь градация такая: естественно, в первую очередность иностранцы стремятся посетить две столицы — Москву и Санкт-Петербург, города Золотого перстни и Казань. Как показало исследование глобального сервиса бронирования отелей, в 2016 году в число самых популярных курсов вошел еще и Владивосток. В первой десятке также числятся Иркутск, Сочи, Хабаровск, Казань, Калининград, Екатеринбург и Новосибирск. В цельном число онлайн-броней отелей иностранцами в нашей стране вытянулось на треть по сравнению с прошлым годом.

В топ-30 российских городов, непременных к посещению иностранцами, вошли Анапа, Суздаль, Нижний Новгород, Ялта, Мурманск, Севастополь, Краснодар, Псков, Петрозаводск, Южно-Сахалинск, Великий Новгород, Улан-Удэ, Алушта, Петропавловск-Камчатский, Геленджик, Красноярск, Барнаул, Владимир, Выборг и Самара. Среди этих курсов самым затратным для иностранных путешественников оказался горнолыжный курорт Алая Поляна — здесь они потратили более 10 тыс. рублей в сутки, ну а недороже всего отдыхать в Выборге — около 3 тыс. рублей.

Что касается предстоящих новогодних праздников в России, то спрос на них среди иноземных гостей в этом году также растет. По информации интернационального туристического метапоиска, количество поисковых запросов на авиабилеты в Россию из-за рубежа со сторонки путешественников увеличилось более чем на 30% — до 25,7 тыс. — по сравнению с аналогичным этапом прошлого года. Чаще других встретить Новый год в России желают немцы, второе место в рейтинге занимают туристы из Израиля, затем вытекают итальянцы и англичане. Следующие три ступени рейтинга — это Дания, США и Швеция. Восьмую и девятую строчку занимают Франция и Армения, а замыкают рейтинг обитатели Украины. Однако количество запросов со стороны украинских туристов за год снизилось на 35%.

Стоит отметить, что выговор в первую очередь речь идет о гражданах, приобретающих билеты самостоятельно. Собственно этим эксперты объясняют резкое падение спроса, какое продемонстрировали путешественники из Китая. С их стороны число запросов сократилось на 67%. Вина именно в том, что из Поднебесной растет число организованных путешественников, какие могут ездить в Россию без оформления виз.

Leave a Reply