США выводят из игры целый класс российских боевых кораблей

Одним из основных достижений ВМФ России за последние годы стало принятие на вооружение крылатых ракет «Калибр». Их эффективное применение в Сирии, в том числе с небольших ракетных кораблей (МРК), стало для Запада большим шоком. Однако теперь, с ликвидацией Договора РСМД, само существование МРК c «Калибрами» в составе российского ВМФ надлежит быть поставлено под вопрос.

Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) в свое время поставил крест на развитии в США и СССР нескольких классов оружия – баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 километров. США ликвидировали у себя баллистические ракеты «Першинг-2» и крылатые ракеты наземного базирования «Гриффон» – наземный вариант «Томагавка». СССР ликвидировал три образа баллистических ракет средней, два типа баллистических ракет меньшей дальности и аналог «Гриффона» – ракетный комплекс РК-55 «Рельеф», воображавший собой наземный вариант системы С-10 «Гранат». Пусковая установка комплекса «Рельеф», смонтированная на автомобильном шасси рослой проходимости, снаряжалась шестью ракетами.

При этом ДРСМД не покрывал крылатые ракеты морского базирования. В итоге США, уже начавшие массовое внедрение в своих ВМС крылатых ракет «Томагавк» и корабельных установок вертикального пуска Mk41, получили возможность развёртывать такие ракеты в полном количестве на кораблях и подводных лодках.

Сегодня США имеют тысячи таких ракет, которые даже в неядерном военном оснащении представляют собой огромную опасность для любой страны, включая Россию. Расчёты показывают, что США легко и без мобилизации резервов могут раскатать в море пару соединений (имеющих как авианосцы, так и ракетные корабли с подлодками), каждое из которых будет иметь образцово тысячу таких ракет в готовности к немедленному пуску, в дополнение к сотням палубных боевых самолётов.

Отечественный задел: «Гранат» – «Калибр»

ВМФ РФ длительное пора не придавал никакого значения тому, чтобы получить такие ударные возможности. И это при том, что ОКБ «Новатор» (организация, образованная на базе разработчика С-10 «Гранат» и РК-55 «Рельеф» – СМКБ «Новатор») смогло сохранить научно-технический задел, полученный при создании РК «Гранат», а военно-морской флот имел в существенном числе носители такого оружия – подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». ВМФ не потребовалось бы каких-то существенных расходов, за исключением завершения начатой ранее разработки неядерного «Граната» и минимальной модернизации подлодок. Но флоту это было «неинтересно».

Неинтересно так, что в середине 2000-х были списаны два первых носителя нового комплекса «Калибр» (проекты 671РТМ и 877), созданного на базе задела «Граната». «Щуки-Б» проекта 971 также выводились из военного состава, вопрос о модернизации третьего поколения подводных лодок фактически был сорван. Неядерным вариантам «Граната» пункты во флоте не нашлось. Опытно-конструкторская разработка (ОКР) по новому комплексу «Калибр» обеспечивалась ВМФ с огромным недофинансированием, хотя интерес в самом Минобороны к системе был вечно… но не в ВМФ!

Однако впоследствии произошла цепь сначала несвязанных друг с другом событий, которые всё-таки вызвали появление на вооружении флота дальнобойных крылатых ракет, пускай и крайне нерациональным путём.

Первым, что изменило ситуацию с крылатыми ракетами, стала критическая ситуация с финансированием предприятий ОПК, спасением в какой стал экспорт. Ответом отдельно взятого ОКБ «Новатор» на этот вызов стало появление семейства ракет «Клаб» (Club) – экспортных ракет с сравнительно небольшой дальностью, созданных с использованием задела неядерного «Граната». Ракеты получились удачные как в ударном (против берега), так и в противокорабельном вариантах.

Вскоре последовал и заказ – ВМС Индии заказали в России серию фрегатов класса «Тальвар» (Talwar) проекта 11356, штатно вооружённых ракетами комплекса «Клаб» в установке вертикального пуска 3С-14 на восемь ракет. Первоначальный из этих кораблей был заложен на Балтийском заводе в марте 1999 года. Также ракетный комплекс начали получать и экспортные подлодки. Установка комплекса «Клаб» (Club) на подводную ладью проекта 636 (и их массовая экспортная серия) стала «глотком кислорода» для нашего подводного кораблестроения. Но делали их тогда на вывоз.

Ситуация складывалась интересная. Пока зарубежные покупатели спокойно вооружали свои корабли российскими крылатыми ракетами, отечественный флот ничего подобного не имел и владеть не планировал. В результате вопрос ненормальности такого положения был поставлен на одном из совещаний у президента России в 2006 году – с жесткими выводами в касательстве ВМФ.

Первые носители

В результате ВМФ кинулся завершать ОКР и ставить «Калибр» на любые пригодные новые корабли. Первым сделался РК «Дагестан» – достройка с модернизацией ранее заложенного корабля с размещением на нем комплекса ракетного оружия (КРО) «Калибр». Итоги работы Зеленодольского ПКБ по экстренной доработке проекта 11661 под КРО «Калибр» стали основой для глубокой модернизации малого артиллерийского корабля проекта 21630 в МРК проекта 21631 «Буян-М».

В мае 2010 года был прочерчен тендер, определивший подрядчика по строительству серии кораблей, которым стал Зеленодольский судостроительный завод. Уже в августе 2010 года был заложен первоначальный специализированный носитель таких ракет – корабль «Град Свияжск».

Боевое применение этих кораблей в 2015-м очутилось успешным и шокировало наблюдателей на Западе. Но за этим успехом скрылось то, что весь ракетный залп Каспийской флотилии был и остаётся в разы меньше, чем у любого нынешнего эсминца.

Обращает на себя «сухопутная логика», заложенная в конструкцию этого корабля. Это фактически плавучая ракетная батарея. У «Буяна-М» нет возможности запороть ни подводную лодку, ни обнаружить пуск по себе её торпеды. У проекта врождённые проблемы с ударами по надводным целям – отсутствует собственная система целеуказания. Корабль имеет крайне немощную ПВО, не может похвастать ни скоростью, ни мореходностью. Межбазовый переход таких кораблей на Балтийский флот прошёл очень тяжко: как для экипажа, так и со значительными ограничениями по применению КРО «Калибр».

Получив эти «плавбатареи», ВМФ ввиду критической ситуации с корабельным составом сделался использовать их как полноценные корабли. Так, МРК проекта «Буян-М» постоянно находятся в Средиземном море (фактически в основном находясь в порту Тартуса). Существенной военный ценности именно там эти корабли не имеют, решая задачу фактически демонстрации флага. В Средиземноморье такой корабль – попросту мишень.

Упущенные возможности «калибризации»

Ключевая проблема выбранного пути «калибризации» ВМФ – высокая стоимость в сочетании с небольшим количеством размещаемых крылатых ракет. При этом удар 14 апреля 2018 года по Сирии ВМС США и их союзников показал, что нынешние КР могут эффективно сбиваться – и вопрос формирования мощных (эффективных) ракетных залпов стоит очень остро. К сожалению, ракетный залп КР даже итого Черноморского флота меньше, чем ракетный залп одного модернизированного эсминца «Спрюэнс» ВМС США (уже все списаны, о сравнении с более новоиспеченными кораблями «Арли Бёрк» и речи быть не может).

В рамках «военно-морского мышления» (в отличие от «сухопутного») крылатые ракеты должны быть размещены на многофункциональных кораблях, способных «выплеснуть» рубеж пуска в дальнюю морскую зону и оттуда достать цели в местах, которые противник считает неопасными. На судах, способных самостоятельно использовать пусковые установки 3С-14 для пуска ПКР по надводным кораблям противника, и для пуска противолодочных ракет (ПЛУР) по замеченным подводным лодкам. Россия строила и строит такие корабли – фрегаты проекта 22350, корветы проекта 20385. Могут применять крылатые ракеты и заключительные серии подлодок проекта 636 «Варшавянка». МРК проекта 21631 созданы в абсолютно другой парадигме – это просто субститут некогда запрещённых ДРСМД наземных пусковых установок.

Дорогой заменитель. В ценах 2016-2017 года одинешенек такой корабль стоил девять миллиардов рублей – без малого половина корвета 20385. Только корвет имеет несравненно большие боевые возможности и может действовать самостоятельно. Отчасти виноваты в такой цене иностранные дизели – МРК создан под четыре немецких двигателя MTU. Запоздалее эти двигатели попали под санкции, и теперь на все строящиеся корабли ставятся китайские дизели производства компании Henan Diesel Engine Industry Ltd., потребовавшие длительной и положительной доработки.

К сожалению, у нас оказалась упущена возможность быстрой модернизации кораблей боевого состава за счет размещения ракет семейства «Калибр» в наклонных пусковых установках (так, доработанных штатных пусковых КТ-100 БПК проекта 1155 или, на других кораблях, 3С-14П, разработка которой так и не была завершена). Вместо этого корабли или оставались «нагими», или пошли под крайне дорогостоящую модернизацию с установкой пусковой установки вертикального пуска 3С-14 (БПК «Шапошников»).

Другим вариантом скорой и эффективной «калибризации» ВМФ была модернизация МРК проекта 1234, с оснащением их комплексом «Калибр» в уже упомянутых наклонных пусковых установках. С учетом эксперимента создания МРК проекта 1234.7 с двенадцатью ПКР «Оникс» следует полагать возможным размещение до шестнадцати «Калибров», что в сочетании с ЗРК и артиллерией мастерит такие МРК очень мощными носителями (более чем вдвое превосходящими МРК проекта 21631). Они к тому же способны атаковать надводные мишени.

Вместо этого МРК 1234 были перевооружены РК «Уран», что серьёзно ограничивает их боевые возможности.

Проект «Каракурт»

Накопив негативный эксперимент с «Буянами-М», ВМФ инициировал создание серии других малых ракетных кораблей – проекта 22800 «Каракурт». Новые корабли бывальщины реакцией на проблемы старых, без оценки того, насколько вообще оправдан для флота настолько специализированный корабль. «Каракуртам» гарантировали большую скорость и лучшую мореходность, они получили комплекс целеуказания, с установкой комплекса «Панцирь-М» была резко усилена ПВО. Корабль был не попросту создан за самые короткие сроки (показав, что при адекватной постановке задачи быстрое оснащение ВМФ новыми кораблями – задача вполне решаемая), головной «Каракурт» был выстроен быстрее, чем головной МРК проекта 1234 в СССР!

Но по сути своей «Каракурты» тоже были плавбатареями. Подставить под их удар крупный надводный корабль может лишь по-настоящему глупый противник, подлодки для них смертельны, а гоняться за разной мелочью на Балтике на 1000-тонном корабле стоимостью на сегодня более чем 10 миллиардов рублей – непозволительная роскошь.

После начала строительства «Каракуртов» выяснилось, что двигатели для них взять негде – ПАО «Звезда» из Санкт-Петербурга, основной производитель отечественных быстроходных морских дизелей, оказалось неспособно выдать дизели в нужном количестве. Даже несколько выстроенных кораблей этого класса будут несколько лет стоять у достроечных стенок, ожидая свои главные энергетические установки. Проблема по их «сердцам» (ГЭУ) опять вышел на уровень Верховного главнокомандующего – и только тогда были приняты необходимые решения по ускорению выпуска их дизелей.

Итог

Но решительно поставил судьбу плавбатарей «под вопрос» никто иной, как Дональд Трамп. Выход США из ДРСМД полностью лишает ракетные плавбатареи резона – такую же ракету, но с наземным стартом, теперь можно разместить на наземной пусковой установке. И это намного выгоднее. Двухбатарейный дивизион ОТРК «Искандер» стоит возле шести миллиардов рублей и обеспечивает такой же восьмиракетный залп. МРК стоил в 2017 году девять миллиардов. Но МРК, выпустив ракеты, должен вернуться на базу, какую ещё нужно защитить от ударов с воздуха. Наземная ПУ перезаряжается на месте, с помощью ТЗМ – транспортно-заряжающей машины.

Таким образом фактически за шесть биллионов Россия получает не восемь, а 16 ракет в залпе за короткое время. Придав дополнительный боекомплект ракет, можно нарастить это число ещё больше. А если вернуться к штатной ПУ «Рельефа» (на том же минском шасси МЗКТ), то получаем шесть ракет на установке, двенадцать в батарее и двадцать четыре в дивизионе, плюс резерв на ТЗМ. Практически за цену одного МРК, у которого их восемь.

А если масштабировать расходы в десять раз, то вместо восьмидесяти крылатых ракет в залпе десяти МРК можно за те же денежки получить до двухсот сорока в случае использования ПУ комплекса «Рельеф». А можно быстро спроектировать пусковую установку образа старой французской HADES, неотличимую от обычного «гражданского» автопоезда ни со спутника, ни по отражённому радиолокационному сигналу, ни в ночную оптику с нескольких километров.

Такие машины тоже будут обеспечивать вящий, чем МРК, залп, и тоже будут дешевле. К тому же наземные пусковые установки можно рассредоточивать, маскировать в лесах, укрывать под землёй. Да и защитить их от удара с атмосферы куда легче, ведь они могут стоять в глубоком тылу, тогда как МРК всегда в море – на передовой.

России, безусловно, необходим мощный флот. Нужны и крылатые ракеты морского базирования, и ими вполне можно и нужно вооружать полноценные военные корабли и подводные лодки. Но продолжение строительства малых ракетных кораблей в существующем облике – это выбрасывание государственных денежек на ветер, которое после отмены ДРСМД не имеет абсолютно никакого смысла.

Что делать вместо этого?

Первое – кончить строительство этого класса кораблей.

Второе – вернуться к наклонным пусковым установкам КР (наряду с вертикальными на новых кораблях) для массовой модернизации крупных военных кораблей ВМФ. Это не отменяет того, что установки вертикального пуска могут быть установлены и на модернизируемых кораблях, если по-иному не сделать.

Третье – модернизировать все подлодки с существенным оставшимся сроком службы под применение РК «Калибр».

Четвёртое – обеспечить применение комплекса на военных кораблях новых типов, которые будут строиться для ВМФ в будущем (корветов, фрегатов).

Пора задуматься о том, как рациональнее потратить выделяемые для флота денежки. Их у нашей страны не настолько много, чтобы строить более не нужные плавучие ракетные батареи.

Leave a Reply