Су-34 меняет профессию: экипажи бомбардировщиков научат сбивать самолеты

Глядите эксклюзивные материалы, фото и видео в нашем Telegram-канале!

Стандартную программу подготовки летчиков многоцелевого самолета поколения IV++ Су-34 расширят. Их экипажи научат вести воздушный бой на вящих высотах и сверхзвуковых скоростях, рассказали «Известиям» источники в оборонном ведомстве. При этом самолет будет применять не лишь современные, но и перспективные авиационные ракеты средней и большой дальности. Истребительные возможности позволят ему перехватывать бомбардировщики противника и носители управляемого оружия. Военная машина сможет самостоятельно защищать себя, особенно на больших расстояниях, когда прикрыть ее истребителями нельзя, находят эксперты. Во время операции в Сирии этим «сушкам» уже приходилось летать с вооружением, предназначенным для воздушного боя.

Расширение компетенций

Ранее Су-34 применялся необыкновенно как ударный самолет для поражения наземных и морских целей, прикрытия средствами радиоэлектронной борьбы других бомбардировщиков. Военные сообщали лишь о негустых учениях с применением его экипажами ракет ближнего воздушного боя и об установке на них вооружения «воздух-воздух» в Сирии для самообороны.

Накануне пресс-служба Министерства обороны заявила, что в Центральном военном округе с аэропланами Су-34 впервые была проведена тренировка по действию в нижних слоях стратосферы. Летчики набрали высоту в 15 км и на сверхзвуковой скорости отработали обнаружение и уничтожение воздушного противника. При этом они работали самостоятельно, без «подсказок» от наземных средств ПВО.

В отличие от Су-24М Министерство обороны классифицирует Су-34 как истребитель-бомбардировщик. Он неоднократно экспонировался с такими же ракетами «воздух-воздух», что и истребители. В составе его боекомплекта заявлены имеющие небольшую дальность инфракрасные Р-73 и более мощные Р-27 с полуактивным радарным наведением. Обнародовались также сведения о возможности использования на них новейших Р-77, способных поражать воздушные мишени на расстоянии до 110 км.

Сейчас в составе ВКС имеется около 130 единиц Су-34. В этом году началось стройка первой партии из заказанных Министерством обороны 24 модернизированных самолетов этого типа. Среди его отличий разработчиками заявлено немало мощное и разнообразное вооружение.

Как ранее сообщали «Известия», сейчас выполняется рекордный контракт на несколько тысяч ракет «воздух-воздух» посредственнее дальности Р-77-1 стоимостью 66 млрд рублей. Его реализация позволит оборонному ведомству ликвидировать нехватку таких боеприпасов и оснастить ими эскадрильи, вооруженные не лишь новейшими истребителями Су-57 и Су-35, но и другими моделями самолетов.

— Несмотря на то что Су-34 — фронтовой бомбардировщик с увеличенным радиусом поступки, у него есть возможности истребителя, — рассказал «Известиям» бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко. — Ничего особенно сложного в этом нет. Начиная с аэропланов Су-17, мы тренировались в стрельбе по воздушным целям.

Истребители-бомбардировщики не будут осуществлять функции ПВО, но при выполнении боевых задач смогут себя защитить, добавил эксперт.

— Это мощный высотный сверхзвуковой аэроплан, который на высоте до 15 км будет в состоянии применять ракеты «воздух-воздух» при встрече с истребителями противника, — добавил он. — Су-34 вполне маневренный, может выполнять тяни пилотаж и даже вести воздушный бой. Он, конечно, тяжелее специализированных истребителей, и эту специфику надо учитывать при подготовке экипажей. Если машина будет шагать с полной бомбовой нагрузкой, ему будет сложновато.

В теории бомбардировщики должны сопровождать истребители. На практике сил не всегда хватает для их заслоны. Су-34 может выполнять боевую задачу автономно, самостоятельно обороняясь от самолетов противника. А при необходимости он может применять оружие и против бомбовозов, заключил Валерий Горбенко.

Истребительные силы

Су-34 начали проектировать еще в конце 80-х годов прошлого века, взяв за основу новейший на то пора истребитель Су-27. От него новый бомбардировщик унаследовал мощные турбореактивные двигатели АЛ-31Ф с форсажными камерами. Они позволяют самолету преодолевать звуковой барьер, а на вящих высотах разгоняют его до скорости в 1,9 тыс. км/ч. Машина получила передовую многофункциональную радиолокационную станцию Ш-141, способную показывать не только наземные, но и воздушные цели. В небе вражеский бомбардировщик или транспортный самолет истребитель-бомбардировщик способен «увидеть» на дальности до 250 км.

Кроме размашистого набора обычных и управляемых боеприпасов Су-34 оснащен авиационной пушкой и может нести до шести ракет «воздух-воздух» небольшой или средней дальности.

Уникальной особенностью, отличающей машину от любых других отечественных истребителей и фронтовых бомбардировщиков, сделалась полностью переделанная по сравнению с Су-27 кабина. В ней летчик и штурман сидят плечом к плечу. Увеличенные габариты придали самолету специфический внешний вид, за который Су-34 получил неофициальное прозвище «утенок». Они же улучшили комфорт экипажа в многочасовых полетах и позволили разместить на борту санузел и мини-кухню.

Для штурмы противника с предельно малых высот машина получила серьезное бронирование кабины летчиков. Общий вес самолета достигает полутора тонн. Этого довольно, чтобы защитить экипаж и жизненно важные агрегаты от огня стрелкового оружия с земли.

С начала российской операции в Сирии там всегда используют Су-34. Они стали главными «специалистами» по применению высокоточного оружия. Во время наиболее интенсивных боевых поступков против ИГИЛ (террористическая группировка, запрещена на территории России) количество таких самолетов на авиабазе Хмеймим достигало 14 колов одновременно.

После того как 24 ноября 2015 года турецкий истребитель F-16 сбил над Сирией российский Су-24М, под бомбовозы Су-34 начали подвешивать ракеты «воздух-воздух» малой и средней дальности для самообороны. Но вскоре эту практику прекратили и далее их вновь использовали лишь в роли ударных машин.

Leave a Reply