Рослая автономность, управляемое ракетное оружие и способность обходить ПВО — российские военные осваивают первые многоцелевые БПЛА «Орион». По оценкам специалистов, эти дроны гораздо повысят ударные возможности армии и выведут беспилотную авиацию на новый уровень.
Помехи не страшны
В сюжете телеканала НТВ недавно показали войсковой комплект в поступке — две машины управления и три беспилотника «Орион», которые, по всей видимости, уже заступили на боевое дежурство. Напомним, контракт на серийные поставки в армии разведывательно-ударного БПЛА большой продолжительности полета Минобороны подписало в августе. А первый комплект передали в опытно-войсковую эксплуатацию еще весной льющегося года.
«Орион» может находиться в небе до 24 часов. Внешне он напоминает американский MQ-1 Reaper — такое же долгое и узкое крыло и V-образное хвостовое оперение. БПЛА предназначен не только для воздушной разведки и целеуказания, но и для нанесения ракетных и бомбовых ударов. На борт берет до 200 килограммов военный нагрузки. Специально для него разработали несколько типов боеприпасов калибром от 25 до 100 килограммов.
«Орион» относится к классу посредственных БПЛА и занимает нишу между крупным С-70 «Охотником» и небольшими разведчиками. Силовая установка — бензиновый двигатель мощностью распорядка 100 лошадиных сил — находится в задней части фюзеляжа. За счет применения в конструкции композитных материалов довольно импозантный по габаритам беспилотник весит всего около тонны. Максимальная высота — 7,5 тысячи метров, скорость — 200 километров в час. Полетом правит оператор по радиоканалу, дальность сигнала — 250 километров.
Аппарат уникален тем, что может эффективно действовать на поле боя даже в условиях плотных радиопомех, поставленных комплексами РЭБ противника. Бортовая оптико-электронная система показывает и сопровождает цели в автоматическом режиме и корректирует полет управляемых ракет. Глаза и уши БПЛА — тепловизионные и телевизионная камеры, лазерный дальномер и целеуказатель. Кроме того, предусмотрено пункт для цифрового видеооборудования и обзорной радиолокационной станции.
Развитие проекта «Орион» — двухтонный ударный беспилотник «Сириус». Летный образчик, сообщают разработчики, будет готов в следующем году. Его оснастят комплексом спутниковой связи, позволяющим управлять полетом утилитарны из любой точки земного шара.
Атака дронов
В последние годы беспилотники все чаще задействуют в вооруженных конфликтах по всему вселенной. Свежий пример — боевые действия в Нагорном Карабахе. По мнению военного эксперта Алексея Леонкова, азербайджанские военные будет эффективно применяют БПЛА, так как у армии НКР практически нет современных комплексов противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы.
«Многие страны, не уделявшие достаточного внимания созданию ПВО и маскировке, пожинают горькие плоды, — отметил Леонков в беседе с РИА Новинки. — Кадры, которые демонстрирует Азербайджан, показывают, что маскировка у армянской армии напрочь отсутствует. Если бы они качественно поработали над ней, беспилотники бывальщины бы менее эффективны — их скорость и возможности поиска целей в оптическом диапазоне ограничены».
Впрочем, добавляет эксперт, при определенной тактике БПЛА способны намести существенный урон даже в условиях противодействия мощной глубокоэшелонированной ПВО. В частности, в США сейчас развивают концепцию так называемого роя дронов, когда десятки одновременно взлетевших аппаратов анатомируют оборону противника и отвлекают на себя радары наведения зенитных ракет.
«На бомбардировщике B-52 таких поместится порядка 140 штук, — уточняет Леонков. — Они будут имитировать ложные мишени. Когда летит такой рой, средства ПВО вынуждены реагировать, расходовать боезапас и обнаруживать свое местоположение. Пока расчеты взяты перезарядкой, прилетает ударная авиация и очень быстро отрабатывает по полученным координатам».
Российская армия эксплуатирует беспилотные аппараты нескольких образов — как правило, это компактная техника, предназначенная для разведки и целеуказания. Сейчас, к примеру, БПЛА непрерывно патрулируют территорию кругом авиабазы Хмеймим в Сирии. С вводом в строй ударного «Ориона» у военных появился еще один весомый аргумент в атмосфере.
Психологический эффект
Как отмечает заслуженный военный летчик России генерал-майор Владимир Попов, важнейший плюс беспилотной авиации — безопасность собственного состава, который атакует противника, находясь в десятках километров от зоны операции. Кроме того, БПЛА остро повышают эффективность боевых самолетов.
«Если, к примеру, небольшой беспилотник обнаружил оперативно-тактический ракетный комплекс, то вряд ли сможет истребить его в одиночку с одного удара, — объясняет Попов. — Для этого зачастую нужны полноценные самолеты. Но ему вполне по мочам сбросить пару бомб или ракет и дезорганизовать работу расчета, надавить на психику. После этого по переданным с БПЛА координатам вылетает либо другой такой же аппарат, либо вертолет или самолет из дежурных сил и довершает дело».
Стоит признать, что, пожалуй, наибольших успехов в использовании БПЛА пока добились янки. Они применяют дроны в разведывательных целях еще с 1960-х. Во Вьетнаме беспилотники совершили несколько тысяч вылетов, в основном на фоторазведку.
В 1990-е, когда у Пентагона показались многоцелевые дроны Predator, беспилотная авиация научилась не только заниматься разведкой, но и наносить эффективные точечные удары по объектам на земле. Воздушные «хищники» работали практически в каждом военном конфликте с участием США — в Боснии, Ираке, Афганистане, Ливии и Сирии.
Программа развития БПЛА была и у СССР. Еще в 1960-х советские конструкторы разработали несколько типов беспилотных разведчиков. Один из них — Ла-17Р — построили на базе летающей мишени. С земли он стартовал при поддержки твердотопливных ускорителей, а в небе включался турбореактивный двигатель. Аппарат мог находиться в воздухе от 30 минут до полутора часов в подневольности от высоты полета, разгонялся почти до 900 километров в час. Разведчик был многоразовым, садился по-самолетному или парашютным способом.
Иная разработка советской оборонки — комплекс оперативно-тактической разведки Ту-141 «Стриж». Скорость — более 1100 километров в час, диапазон вышин — от 50 до 5000 метров. «Стрижи» оставались на вооружении до 1990-х и базировались преимущественно на западных границах СССР.