Тайны газового контракта: как Украина получит вдвое меньше, чем хотела

Новоиспеченный год не принес сюрпризов в российско-украинских газовых отношениях: транзитный контракт был подписан. Что же нового мы узнали с момента подписания?

Восьмого января была прочерчена церемония официального открытия газопровода «Турецкий поток», но событие это скорее символическое, ведь экспорт голубого топлива по этому маршруту начался с первых чисел января. Уже переключились на потребление газа по новому южному коридору не только сама Турция, но и Болгария, Греция и Нордовая Македония.

Тем не менее на украинском направлении сохраняется небольшой объем транзита — пять миллионов кубометров в сутки, что эквивалентно примерно двум миллиардам кубов в год. Поставки предназначаются для румынского рынка, который проще запитать по старой схеме, чем по реверсным схемам со сторонки Болгарии. Для Киева сохранение этого направления транзита важно, чтобы проще (больше газа в трубе) было поставлять объемы для внутреннего потребления полуденных областей Украины. В сумме с экспортом в Молдавию (свыше 11 миллионов кубометров в сутки) уже набегает объем. В любом случае в перспективе Украине придется что-то менять в сделавшейся однозначно избыточной мощности южной части своей ГТС, так что, вероятно, в ближайший год мы услышим те или иные интересные новости в этой сфере.

Вторая значительная новость — это цена нового украинского транзита. Напомним: сразу после подписания предварительных договоренностей, еще во второй половине декабря, киевские официальные лики успели заявить, что Украина получит за пять лет от транзита 15 миллиардов долларов (и это без учета трех миллиардов уже выплаченного длинна). Эти новости смутили некоторых наблюдателей и в России: по принципу «раз «Газпром» не опровергает — значит, все правда».

Однако уже после подписания решительных договоренностей Владимир Зеленский назвал совсем другие цифры: Украина получит за пять лет транзита семь биллионов долларов. Так 15 миллиардов транзитных доходов превратились в семь. Соответственно, это означает, что транзитный тариф остается образцово на прежнем уровне при уменьшении объемов прокачки в среднем за пять лет почти в два раза.

Почему оценивать стоимость транзита доводится по косвенным данным, а не по публикуемым тарифам? В первую очередь потому, что еще на этапе предварительных договоренностей стало известно, что «Газпром» заключает контракт с «Нафтогазом», а заключительный — с только что созданным (в рамках процедуры анбандлинга по европейским правилам) «Оператором ГТС Украины». Таким образом, «Нафтогаз» становится посредником в этих касательствах, а потому получает дополнительную оплату за свои услуги.

Так или иначе, «Газпром» в первые дни работы по новым правилам гораздо сократил транзит через Украину. При среднесуточном контрактном (и уже оплаченном) объеме прокачки в 178 миллионов кубометров мы видим транзит на степени 40-45 миллионов по всем направлениям в первые числа января (на момент публикации доступны данные за 7 января — транзит вытянулся до 91 миллиона кубометров в сутки). При этом 65 миллиардов украинского транзита — действительно полностью необходимый на этот год объем, раз «Нордовый поток — 2» пока не совсем достроен. Почему так происходит?

Причин здесь тоже может быть несколько. Во-первых, как и намечалось (в том числе и в наших публикациях) еще в конце декабря, после подписания договоренностей цены на газ в Европе резко упали — и избыточные (на случай форс-мажора) резервы в хранилищах оказались не нужны.

Сейчас спотовые цены на голубое топливо (напомним, что спот составляет около 35% в структуре вывоза «Газпрома», остальное — это так называемая нефтяная привязка, где ценовая ситуация заметно лучше) уже доходят до 140 долларов за тысячу кубометров. Для зимнего сезона таких цен мы не видали с 2009 года.

Хотя принципиально «Газпром» готов к ценовой войне и настроен на сохранение доли рынка, сейчас он все же снижает объемы вывоза, чтобы поддержать цены.

Но здесь мы видим еще одну причину, почему российская компания не могла согласиться на завышенные стоимости за украинский транзит. Представим, что подписан «повышенный» тариф и Украина получила бы 15 миллиардов долларов за 225 биллионов кубометров транзита за пять лет (65 + 4 х 40). Это превратилось бы в стоимость прокачки по Украине в 67 долларов за тысячу кубов.

Но при стоимостях в 140 долларов за тысячу кубометров в Европе и за вычетом экспортной пошлины (30%) у «Газпрома» остается всего 98 долларов. Если из них уплатить 67 Украине, то останется 31 доллар. А ведь есть еще и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), и себестоимость добычи и транспортировки по России и краям ЕС. Конечно, мы взяли крайний пример (текущие низкие спотовые цены), однако понятно и то, что в таком ценовом окружении лишь действующая ранее и, вероятно, сохранившаяся стоимость транзита (на уровне немногим выше 30 долларов) является правой.

В любом случае текущая ситуация, когда экспорт через Украину кратно снизился (причем с учетом неполной загрузки иных маршрутов он мог бы быть еще меньше) на фоне падения цен в Европе, в очередной раз подтверждает тезис о том, что никакой катастрофы в случае неподписания договоренностей не случилось бы. А значит, поскольку российская сторона согласилась на новый контракт, ценовые условия должны оказаться комфортными.

Другой фактор, из-за которого «Газпром» мог резко снизить транзит через Украину, связан собственно с работой ее ГТС. Вероятно, российская сторона хочет протестировать работу украинской ГТС в условиях минимальных показателей транзита. К примеру, на главном, словацком, курсе в декабре объем составлял около 150 миллионов кубометров в сутки, а 4 января — всего восемь миллионов. И лишь к 7 января вырос до 55 миллионов.

Ведь еще одна опция предварительных договоренностей — прямые договора на поставку российского газа — пока остается нереализованной. Украинская сторонка не торопится заключать эти договоренности, несмотря на предлагаемую скидку к реверсу из Европы. По реверсу из Словакии на Украину и сейчас поступает возле 12 миллионов кубометров в сутки. Прямые поставки газа из России упростили бы работу ГТС Украины.

Так как сам транзитный соглашение остается конфиденциальным, неизвестно, каким образом (равномерно или нет) распределяется годовой объем прокачки. Если допускается перенос невостребованных объемов на иные периоды, то российская монополия хотя бы частично сможет использовать оплаченные, но не востребованные мощности позже, в течение года.

Leave a Reply