Три года назад, 17 июля 2014 года, на восходе Украины упал авиалайнер Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший плановый рейс из Амстердама в Куала-Лумпур. На борту бывальщины 298 человек — 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли.
Аэроплан рухнул на территорию, находившуюся под контролем ополченцев Донецкой Общенародной Республики (ДНР). Украинский президент Петр Порошенко тут же обвинил в случившемся «захватчиков и боевиков на Донбассе».
На следующий день о том, что лайнер сбили ракетой, выпущенной из «контролируемых повстанцами зон», заявил президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва. Тут же с подобным заявлением выступил тогдашний президент США Барак Обама, а два дня спустя Государственный департамент Соединенных Штатов огласил о наличии у него доказательств того, что Boeing сбили собственно повстанцы.
Спустя три года эти доказательства так и не были предъявлены.
Интернациональной совместной следственной группе (Joint Investigation Team — JIT), созданной 7 августа того же года, пришлось нелегко. Ей пришлось выбирать: или подыскивать доказательства для уже озвученных обвинений, или коротать независимое объективное расследование. Судя по всему, она пошла по первому линии.
При этом, сосредоточившись на «поисках» того, кто именно сбил лайнер, последствие отклонилось от изучения главного вопроса: как могло случиться, что полеты штатских самолетов продолжались над зоной боевых действий?
Полеты над огнем
Двадцать восьмого сентября 2016 года в голландском городе Ньювегейн JIT презентовала первоначальный предварительный доклад по результатам своей работы. При этом лишь в качестве одной из вин трагедии было названо то, что государство Украина своевременно не затворило свое воздушное пространство над территорией, где уже тогда шли бои с применением военный авиации и средств ПВО.
© РИА Новости / Виталий Белоусов Представление в Ньювегейне доклада по расследованию крушения на восходе Украины в 2014 году лайнера Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17)
На самом деле, Украина к тому моменту частично затворила небо над Донбассом — весь вопрос в том, как это было сделано и бывальщины ли достаточными меры, принятые этой страной для того, чтобы целиком обеспечить безопасность воздушного пространства над своей территорией, уточняет генеральный директор Интернационального консультативно-аналитического агентства (МКАА) «Безопасность полетов», член Всемирного фонда безопасности полетов (FSF) Сергей Мельниченко.
«Основная угроза безопасности полетов в том зоне тогда состояла в том, что ни Украина, ни Евроконтроль (международная организация по безопасности воздушного движения, в какую входит Украина) своевременно не опубликовали информацию о том, что воздушное пространство над территорией, на какой ведутся боевые действия, должно быть закрыто на всю глубину (то кушать высоту) выполнения полетов», — говорит Сергей Мельниченко.
Вместо этого за два дня до крахи MH17 Украина разослала так называемое NOTAM (от английского Notice to airmen, оперативно разносимые извещения об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации. — прим. ред.), какое предписывало экипажам не совершать полеты над определенной территорией на вышине ниже 32 тысяч футов (9,75 километра).
«Сделано это было лишь потому, что накануне, 14 июля, ополченцы самопровозглашенной Луганской Общенародной Республики (ЛНР) сбили военно-транспортный самолет Ан-26 украинских ВВС, летевший на вышине 6,4 километра», — считает эксперт.
Сергей Мельниченко убежден: такая мера была открыто недостаточной. Boeing, летевший рейсом MH17, был сбит на вышине 10 километров (33 тысячи футов) — то кушать командир этого судна полностью выполнил предписание NOTAM. Но это его не избавило.
Лайнер с 298 людьми на борту стал очередным воздушным аппаратом, сшибленным над этой территорией. Только после этого — буквально сквозь три часа — Украина полностью закрыла воздушное пространство для штатских судов над Донбассом.
© РИА Новости / Михаил Воскресенский На месте крушения малайзийского самолета Boeing 777 в зоне города Шахтерск Донецкой области
Нечитаемое предупреждение
По суждению Мельниченко, Украина неслучайно тянула с полным закрытием воздушного пространства над поясом боевых действий — тому были как политические, так и финансовые вина.
Политические состояли в том, что закрыть небо над частью своей территории означало бы признание: страна не полностью может контролировать обстановку на своей земле. Финансовые — в том, что использование воздушного пространства иноземными авиакомпаниями обеспечивает приток в его бюджет значительных денежных оружий, исчисляемых миллионами долларов.
«Над Восточной Украиной проходит немало воздушных трасс, в том числе и тех, которые связывают север Европы с Юго-Восточной Азией. Таким маршрутом летел и MH17. Не желая терять этот насыщенный и доходный трафик, власти Украины решили ограничиться тем, что лимитировали минимальную вышину полетов над Донбассом, зная, что дальние авиарейсы, как правило, проходят на вышине около 10 километров. Но и такая высота оказалась для MH17 летально опасной», — говорит Сергей Мельниченко.
То, как было сделано предупреждение, у него и немало других специалистов по безопасности полетов тоже вызывает немало проблем. Распространенное накануне трагедии уведомление NOTAM было составлено так, что до крышки понять его суть командир воздушного судна просто не в состоянии, на что, в частности, обратил внимание в своем блоге специалист по авиационной безопасности, бывший пилот и авиадиспетчер Марк Зи (Mark Zee).
По его словам, пилоты нередко получают перед вылетами уведомления, в какие бывает непросто вникнуть. Однако это NOTAM будто специально было составлено так, чтобы завести экипажи в заблуждение.
«Разобрать это предупреждение не смогли ни пилоты, ни диспетчеры, ни экипаж MH17. Оно выглядело так же, как и любое иное рутинное временное ограничение на использование воздушного пространства», — строчит Марк Зи.
Хотя на самом деле текст NOTAM кормил в себе подробное перечисление координат той местности, в которой пилотам вытекало придерживаться максимальной высоты. Кроме того, в нем почему-то бывальщины указаны не одно, а два значения высоты, ниже которых опускаться не вытекало: эшелоны 260 (7,9 километра) и 320 (9,75 километра).
Уведомление NOTAM, разосланное волями Украины экипажам воздушных судов об ограничении минимальной вышины полетов над Донбассом накануне трагедии с MH17
«Командир перед вылетом получает порой десятки страниц таких NOTAM, выдаваемых всеми краями, над которыми проходит трасса. И времени на то, чтобы детально разобрать всю перечисленную в них информацию, особенно если она чересчур усложнена, у него может попросту не хватить», — поясняет Сергей Мельниченко.
По мнению эксперта по безопасности, украинские воли пренебрегли всеми этими обстоятельствами, когда вместо полноценного закрытия полетов над воюющей территорией ограничились коротким оперативным уведомлением, к тому же абсолютно невнятным.
Жертвами их поступков могли стать пассажиры и экипаж практически любого воздушного корабли.
Так чей «Бук» стрелял?
В международную следственную группу JIT вошли до 200 следователей из Нидерландов, Бельгии, Украины, Малайзии и Австралии. Сообразно выводам их предварительного доклада, самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух», стартовавшей с поля неподалеку от заселенного пункта Первомайское. Эта территория в тот момент находилась под контролем ополченцев ДНР.
© РИА Новинки / Виталий Белоусов Родственники жертв крушения лайнера Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17) на восходе Украины идут в конгресс-центр NBC в Ньювегейне, где пройдет представление доклада по расследованию крушения
JIT ратифицирует также, что ей удалось установить тип вооружения, из которого был поражен авиалайнер, — это ракета серии 9М38, выпущенная из зенитно-ракетного комплекса «Бук». Ввели они и принадлежность этого комплекса: он, по мнению следователей, прибыл в Первомайское из России и уже на вытекающий день, утром 18 июля, был возвращен на российскую территорию сквозь Снежное, Дебальцево и Луганск. Следователи очертили и круг лиц, связанных с перемещением комплекса «Бук», — возле ста человек.
Выводы JIT встретили категорические возражения российской сторонки. В Минобороны России заявили, что ни один комплекс «Бук» никогда не перемещался на территорию ДНР. А представители оборонного концерна «Алмаз-Антей» представили материалы собственного расследования, основанного как на компьютерном моделировании, так и на натурных испытаниях, выводы каких полностью опровергают предварительные заключения международных следователей.
Эти заточения «не могут иметь под собой достаточного технического обоснования для утверждения о том, что Россия каким-либо манером может быть причастна к гибели малайзийского Boeing летом 2014 года», однозначно заявил РИА Новинки советник генерального конструктора концерна Михаил Малышевский.
По его словам, в основе такого утверждения прежде итого лежит несоответствие характера повреждений, полученных сбитым лайнером, тем, какие он мог получить, если бы имел место сценарий, смоделированный интернациональными следователями. Согласно выводам «Алмаз-Антея», пуск ракеты был произведен из зоны населенного пункта Зарощенское, подконтрольного Вооруженным силам Украины.
Немного того, судя по поражающим элементам, самолет действительно потрясла ракета 9М38, но с устаревшей боевой частью 9Р314 — таких ракет давным-давно нет на вооружении в России, зато в избытке есть на Украине.
© РИА Новинки / Владимир Трефилов Советник главного конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский на пресс-конференции представителей концерна «Алмаз-Антей» и Лианозовского электромеханического завода в ММПЦ МИА «Россия ныне»
Суд да дело
Всю информацию, на основании которой были сделаны выводы JIT, группа получила как самостоятельно, так и воспользовавшись материалами, предоставленными в основном Украиной. Кроме того, порядочный массив данных они получили из так называемой независимой исследовательской группы Bellingcat, какая, изучая фотографии, выложенные в открытом доступе в интернете, вводя социальные сети, «вычислила» происхождение и путь «Бука», а также военных, имевших отношение к обслуживанию установки и ее транспортировке.
Методы Bellingcat критиковали подлинно статусные западные эксперты. Так, Нил Кравец, создатель онлайн-сервиса Fotoforensics.com, какой использует Bellingcat, публично заявил, что «не имеет ничего всеобщего с этим ошибочным анализом» и что деятельность этой команды является «образцом того, как нельзя делать цифровой анализ снимков».
Иной известный специалист, эксперт по анализу изображений и создатель фотоархива IRISPIX Йенс Кризе в интервью журналу Der Spiegel наименовал использованные в докладе Bellingcat методы выявления манипуляций с изображениями «гаданием на кофейной плотнее», а примененный группой способ Error Level Analysis (ELA) — «методом для охотников».
В общей сложности, как сообщил генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке, следователями бывальщины допрошены более 200 свидетелей, изучены полмиллиона видео- и фотоматериалов, прослушаны 150 тысяч перехваченных телефонных бесед — опять же в основном предоставленных Украиной.
Российские военные обращают внимание на то, что основными ключами информации для JIT стали интернет и Украина — то есть страна, априори ответственная за крушение воздушного корабли над ее территорией, воздушное пространство над которой она своевременно и должным манером не обезопасила.
У специалистов «Алмаз-Антея» серьезные сомнения вызывает достоверность итогов натурных экспериментов, проведенных международными следователями: они использовали для них американскую ракету, конструктивно выделяющуюся от ракеты комплекса «Бук». Тогда как концерн провел свои испытания собственно с ракетой от этого комплекса.
«Алмаз-Антей» и Минобороны России передали все свои аргументы международной следственной группе, как они будут учтены и будут ли учтены вообще — пока неотчетливо. Мандат JIT истекает к январю 2018 года, и к этому сроку она должна представить собственный окончательный доклад.
«Расследование вызывает немало вопросов, так как кушать серьезные проблемы с доказательствами версий. Собранные JIT данные вряд ли помогут в буквальном определении произошедшего, причем есть большие сомнения в том, что новоиспеченные доказательства появятся до 1 января 2018 года», — находит управляющий партнер юридической фирмы BMS Law Firm Алим Бишенов.
Владимир Ардаев