«Ту-154 мог «скакать» по морю два километра»
Эксперт рассказал, что следует из показаний свидетеля о неестественно задранном вверх носе лайнера
Прокомментировать это извещение мы попросили заслуженного пилота России, бывшего летного директора «Внуковских авиалиний», члена Комиссии при Президенте Российской Федерации по проблемам развития авиации Юрия Сытника, который за 43 года труды налетал более 22 тысяч часов.
фото: Евгений Семенов
— На борту мог быть перегруз?
— Нет, перегруза там быть не могло, а вот то, что они оборвались в штопор, — вполне правдоподобно. Это могло произойти из-за неверного размещения груза. По словам очевидца, самолет коснулся воды хвостом, то кушать командир пытался его приводнить. Но что-то ему помешало — на большой скорости произошел удар об воду, и аэроплан стал разваливаться на части.
И здесь на первое место сходит самая нехорошая, страшная версия, потому что надо винить командира воздушного судна. Но не хочется в это верить. Волков — многоопытный командир, он давно летает на этом типе самолета. Если нужда приводняться произошла по объективным обстоятельствам — это одно дело. А если он, так, показывал классный взлет, и у него это не получилось, то это ужасно.
У любого летчика есть свой почерк. Я, например, любил Ту-154, потому что он весьма энерговооруженный. Я тоже поднимал его резко вверх, чтобы утереть нос «Боингам» и «Эрбасам». Но я проходил особую программу, предназначенную для летчиков-испытателей, меня готовили к таким показательным полетам.
Надо внимательно изучить бортовые самописцы — скорости, углы, вертикальные скорости… Самописец сейчас отправляют в Люберцы, в военный институт, какой занимается расследованием катастроф. Там очень опытные, сильные специалисты. Если самописец в неплохом состоянии, то через 2–3 дня появится официальная версия.
— Что могло прийти причиной того, что командир решил приводнить самолет?
— Скорее итого, что-то помешало ему нормально произвести взлет — например, схватка с птицей или дроном.
— Это военный борт. Не могло что-то сдетонировать в грузовом отсеке?
— Нет, там бывальщины в основном медикаменты и медицинская аппаратура. Они не взрывоопасны, не горючи. Прежде чем все это загрузить, бывальщины произведены проверки элементов на возгорание, на наличие ядовитых испарений.
— Как велика была вероятность того, что командир успешно посадит аэроплан на поверхность моря?
— Такие случаи были. Например, 21 августа 1963 года командир Ту-124 компании «Аэрофлот» приводнил аэроплан на Неву. Они следовали из Таллина в Москву. После взлета экипаж заметил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. В аэропорту Таллина был мгла. Решили сажать самолет в Ленинграде. Предстояла посадка «на брюхо». Экипаж сделался делать над городом круги, чтобы выработать топливо. На восьмом сфере у них остановился один двигатель, а потом и второй. Что-то не рассчитали. Топливо закончилось. Командиру ничего не оставалось, как попытаться приводниться на поверхность Невы. Благо у второго пилота, Василия Чеченева, какой служил в морской авиации, был опыт посадки на воду. Они приводнили Ту-124 в зоне железнодорожного моста. Буксир оттащил самолет к берегу Невы. Все пассажиры остались живы.
А вообще из десяти случаев подобных приводнений успешными бывают один-два…
— Возвращаясь к катастрофе Ту-154 над Черным морем: отчего спасатели находят такое большое количество фрагментов тел, как это случается обычно при взрыве самолета в воздухе?
— Вода — несжимаемая жидкость. Если плоский камушек кинуть плашмя в воду, он летит, несколько раз ударяясь о поверхность. То же самое было и с аэропланом. Скорость ведь большая, 330–360 км в час. Он подпрыгивал на воде километра два, разваливаясь на кусы… Поэтому и такой большой разброс обломков.
— Люди в самолете поспели осознать, что гибнут?
— Экипаж видел все. Они понимали, что падают. У меня было немало случаев аварийных ситуаций на борту. Я и горел, и бомбы у меня террорист в 1991 году взрывал на борту Ил-86 над Уралом… Кабина самолета была мощно задымлена, стекла — все в саже. Удалось надеть маску. Снизились до 2700 метров, ниже было невозможно — там горы. Как сажали самолет — отдельная история. Удалось избавить почти 400 человек…
Читайте материал «Очевидец: «Когда Ту-154 упал, над ним будто радуга образовалась»
Крушение Ту-154 в Черноволосом море. Хроника событий